Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Страницы: « 1 2 ... 15 16 17 18 19 ... 33 34 »
Показано 241-255 из 510 сообщений
270.
Matigor
(11.10.2004 12:57)
0
ЧТо вы все о яблоках, давайте о персиках:)))
|
269.
Панда
(08.10.2004 16:28)
0
"Я пытаюсь оценивать людей не по их идейному наполнению, а по нормальности души, что ли. Умению быть в диалоге, умению реально прощать, умению побеждать, умению оставаться человеком в трудных условиях. Кстати у Яблочной верхушки, похоже нет одного важного свойства - умения побеждать.:) " Об умении побеждать хотелось бы поговорить отдельно: а так ли уж это и хорошо в свете обсуждаемого вопроса? Если перед тобой достойный соперник - да, победит тот, кто прав. А если нет? Если бороться надо с подлецом, с негодяем, мошенником? Победить зло нельзя, мы уже говорили, ибо для этого нужно совершить ещё большее зло и победивших тут не будет. "Победивший дракона сам становится драконом" - по Шварцу. Кроме того, устремление на победу концентрирует на цели и отвлекает от самого предмета деятельности. Иначе: психология мирного времени и психология борьбы (войны) - вещи кардинально разные, несущие за собой совершенно разную мораль.
Ответ: "Победивший дракона сам становится драконом"
Если ты про яблочников, то тут штука такая - они ввязались в политику, назвались партией. В политике свои правила игры, в политике руководитель не способный побеждать перестает быть руководителем. Назвались бы духовным орденом, или еще как, тут бы был другой спрос, занимались бы моральным самосовершенствованием, сохранением российской интеллигентности, одерживали бы победы на этом поприще..
"Кроме того, устремление на победу концентрирует на цели и отвлекает от самого предмета деятельности."
Может быть опять мы говорим о разном? В принципе, умение побеждать - это умение добиться того, что задумал. ТО есть победа не может отвлекать от деятельности, она и есть результат деятельности. Хотя кто его знает, что задумывали яблочники, может быть они и добились того, что хотели? Но не декларировали.:) Умение добиваться того, что задумал - это умение вести диалог с окружающим миром. В нашем контексте предполагается наличие нормальной цели и умение ее добиваться. А не только декларировать, например. А ты наверное о том, что победа - это отвинченые головы врагов?:)
|
268.
Панда
(08.10.2004 15:59)
0
И ещё немного о "быдле". Тупые, необразованные, не думающие. Сами по себе они не страшны и выполняют, безусловно, в обществе свою роль. Но хуже то, что они представляют собой благоприятную почву для мошенников, лохотронщиков, "лекарей" и "экстрасенсов" всех мастей, а также диктаторов и обманщиков от власти! Их так легко повести в любую сторону, даже в пропасть, как крыс под дудку крысолова! И человеку умному движению этой толпы противостоять нелегко, если не невозможно! Но я, собственно,говорила даже не о "быдле". Я говорила о "люмпенах".
|
267.
Matigor
(08.10.2004 12:05)
0
1. О нике. Какая разница, какой ник, лишь человек был хороший (или люди хорошими).:)) 2. Я на выборы не ходил (после провала Примакова) и не собираюсь более ходить ни на какие. Без меня как-нибудь подтасуют. Правых и демократов я не люблю, поэтому голосовать за них тоже не собираюсь. 3. Если "нормальных" людей 2%, то это ненормальные люди. Я стал гораздо снисходительнее относится к необразованным, тупым людям- они тоже выполняют свою роль с общесте, потому и оскорблять их не надо. Состояние "думать"- это "привилегия" немногих. При том, что если бы вы сами родились чуть в других условиях (в сиб.деревне), то сами стали таким бы быдлом. Их просто надо принимать такими ,какими они есть. 4. О деградации. Очень трудно обобщать, может я привношу что-то из личного опыта. Но в любом случае общество становится иным. В том месте, где я живу реже вывозится мусор, все больше игровых автоматов, точек продажи аудио, аптеки плодятся как грибы- но с другой стороны в учебных заведениях школах проводятся вполне приличные ремонты. Что касается желания детей учиться, то в цлелом оно заметно снижено, хотя и рано говорить о катастрофе. Это вопрос сложный, о если взглянуть на экономику, то Россия все более становится сырьевой- это факт неоспоримый, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Не убежден ,что серая путинская гвардия- это лучший выход: вероятно, многим чиновникам недостает образования- хорошо, если это временное явление (чиновнику, сидящему на газовой трубе, много ума не надо, он не живет в острой окнкурентной борьбе).
Ответ: "Правых и демократов я не люблю"
А левых и фашистов?:)
"Если "нормальных" людей 2%, то это ненормальные люди."
Логично. Норма это когда почти у всех.:)
|
266.
Панда
(07.10.2004 18:58)
0
Матигор! Ты намеренно называешь меня "Стрейнжер" или по рассеянности? У нас с Еленой, конечно, много общего: отчество, например, "тяжкая" в наше время и при нашем российском менталитете женская доля, некая общность мировоззрения, воспитанная, возможно, в одном небезызвестном "физкультурном техникуме", а также не особо удачные попытки полученное там образование применить на практике (что, возможно, и повлекло за собой тягу к философии), и всё-таки нас довольно несложно идентифицировать, отличить друг от друга! Про "Яблоко" была шутка. Я тоже не в восторге от этой партии, но уважительно отношусь к Явлинскому как к человеку, имеющему принципы и способному во имя этих принципов пожертвовать карьерой. Что касается процента думающих людей, то за кого, по-вашему они должны были голосовать на выборах? За Зюганова, за Жириновского, за действующего ныне президента? Или вообще не ходить? Как бы не было плохо "Яблоко", больше голосовать было не за кого. А вообще не голосовать - перевешивать чашу весов в сторону того, кого у власти видеть не желаешь. Лично я определила бы процент "нормальных" людей ещё меньше - 2%. "Нормальные" люди для меня - это те, кто обременён душой, моральными устоями в виде совести, понимания своего долга и ответственности за содеянное и происходящее вокруг, а также те, для кого "думать" - это постоянное состояние, почти так же, как "дышать". И, в общем-то, это не характеристика какой-то отдельной группы людей, а, скорее, некое состояние, в котором могут пребывать все люди, в большей или меньшей степени. Согласитесь, в этом состоянии пребывает сейчас довольно небольшой процент населения России. Теперь самый сложный вопрос - о "быдле". Это тоже не "ярлык", прикрепляемый на всю жизнь к человеку, а состояние, в котором сейчас пребывает большой процент населения России. Тупое, громко ржущее, не умеющее в уме сложить два и два, непременно пьющее, плюющееся и матерящееся. Я не могу сказать, что испытываю превосходство по отношению к людям, ведущим себя подобным образом, я испытываю по отношению к ним жалость и отвращение. Что касается деградации, то я не соглашусь, что она прогрессирует. Например, среди моложёжи опять возобновляется престиж чтения и начитанности - девчонки хвастаются друг другу книжками, которые они прочли - меня это радует. Да и прогрессировать деградации уже некуда, по-моему. Мне очень понравилось слово для мести - "воздаяние". Мне ближе всего такая трактовка: за зло должно быть воздаяние - от Бога, от человеческого суда или от отдельного человека (как крайняя мера). Остальное в ваших постах пока осмысляю.
|
265.
Matigor
(04.10.2004 12:45)
0
1. О ссылке. Я считаю это талантливым литературным вымыслом. Айкидо, да- это к Игорю. Но мне хочется спросить автора, что за волки? как он с ними познакомился? где, когда это было? нет ни дат, цифр и т.д. Убежден, что попади этот айкидист в общество голодных диких волков- сожрали бы. Или вот перл: "Мне стало ясно, что они хотят, чтобы я обращался с ними, как с личностями, чтобы мои движения соответствовали их поведению." 2. Про деградацию. Я люблю яблоки, но не люблю Яблока. Я вынужден согласиться, на мой взгляд, Россия деградирует: может это чатсично связано с личными обстоятельствами, но мне кажется, что этот ползучий серый процесс идет с неотвратимой силой, и даже Путин не в силах ему помешать (потому что стратегические просчеты, которые невозможно поправить, были допущены при Гайдаре). Но если вы будете злорадствовать по поводу "деградации" и указывать гневно на остальное "быдло" в лице 90% населения, то я резко не соглашусь с вами. О факте деградации можно лишь тихо сожалеть. 3. Вот смотрите, какова цена милосердия. Если бы все были друг к другу милосердны и добры, то добро сильно бы потеряло с своей цене. Ценность доброго поступка как раз в том, что он проявляется на фоне справедливости и возмездия. Иными словами, без мести невозможно было бы добро. А когда СТранжер приводит пример с "подставь другую щеку" с целью исправления, то это не месть, это милосредие. И когда указывает (насколько я понял), например, на зависть подчиненных (бедных) к начальнику (богатому), то это тоже не месть(если уж мстить, то мстить всей социальной структуре, хотя как мстить абстракции?), это просто можно назвать "псоледствиями зависти". Вероятно, лучше говорить о мести ТОЛЬКО как о воздаянии. 4. Сообщение Игоря слишком психологично, но наблюдение, я думаю, верно и проницательно. "В том то вся фишка и заключается, что эти ненавистники в душе добрые и пушистые, они за добро, за свет:), да вот не могут они вступать в диалог с окружающим миром и потому способны только на месть этому миру в котором их стремление к добру не на нашло отклика." Вообще, по смутным воспоминаниям это получилось как у Достоевского. Он считал, что адские муки это не пытка огнем, а просто следствие невозможности любить что-то и кого-то. Этот момент требует. безусловно, осмысления. Кстати, я не против, если ВОТ ЭТО назвать местью. Тогда месть лишается всякого метафизического значения и просто становится эмоцией, возникновение которой спровоцировано мелкими несправедливостми мира. Ну может, насчет метафизики я немного погорячился.
Ответ: 1. Я с тобой отчасти соглашусь, с научной точки зрения это неправильный материал. Мало того, действительно, много важного опущено. Методика входа к волкам, методика выхода. В возможности такого действа, с другой стороны, я особых сомнений не испытываю, нечто подобное видел в какой-то документальной программе. А такое понятие, как танцы с волками, даже в название фильма попало.:) Я читал, что шаманы такими вещами занимались.
"да- это к Игорю."
Да, на меня эта статья произвела достаточно большое впечатление, я постараюсь изложить его.:)
Теперь давай рассмотрим твои возражения. Они мне показались очень показательными. а. На самом деле нет практически всех данных о которых ты пишешь, но место где это происходило - волчий заповедник, об этом было сообщено. Т.е. животные достаточно дикие. б. Речь в статье акцентируется на очень важной мысли. Кроме отношений хищник/жертва (и травоядного спокойного пережевывания), существует еще отношения Игры. То что ты сразу вспомнил голодных волков, говорит о том, что ты видишь ТОЛЬКО возможность отношений хищник/жертва. А отношения Игры даже не рассматриваешь. Но если все-таки отношения Игры занимают очень важное место, возможно даже первостепенное в диалоге между живыми созданиями? И в статье даются наметки того, что можно принять за язык Игры. Я думаю, что ты неправильно понял статью, как выпендреж автора, который пытался показать, какие айкидошники супермены. Он пытался показать как они умеют найти общий язык, язык мира и Игры даже с хищниками. Как я сказал, в статье нет методики входа и выхода. Наверняка животные были сыты, или автор подкормил, или выбрал момент такой, но ведь это нормально для организации неконфликтного диалога - уметь выбрать время и место, Почувствовать, когда можно, когда категорически нельзя. Но подумай сам, даже сытый волк - хищник, который легким движением челюстей может перекусить конечность, нанести глубокие раны когтями и тд. Даже не желая тобой полакомиться. ТО есть найти линию поведения, которая не провоцировала бы агрессию, а позволяла играть и делать то что хочешь без ущерба для здоровья - для этого нужно иметь чутье.
"Или вот перл:"
Ты знаешь, я просто убежден, что существует универсальный язык тела, движений, мимики, звуков, запахов, которым ведут между собой диалог все живые организмы. Язык, который или сообщает об агрессивных намерениях, или наоборот. Ты помнишь характерную фразу - убегать нужно с такой скоростью, что бы партнер мог тебя поймать, иначе это расценивается как бегство жертвы.:) Ты никогда не встречал такого, что собаки на определенных людей кидаются, на определенных почти никогда, или облаивают весьма вяло? Человек внушает тебе доверие, хотя никаких объективных для этого действий не предпринимает. Или наоборот, раздражает, хотя из кожи лезет вон, что бы понравиться?
3. Я не думаю, что мирный диалог - это всегда милосердие. Об этом тоже в этой статье очень четко говорится. Неагрессивная сила, внушающая уважение, умеющая свести диалог к Игре, а не к отношениям хищника/жертвы вот что он старался показать и пропагандировать. Месть же это как раз педалирование на собственную жертвенность, страдания от хищников.
|
264.
(02.10.2004 20:20)
0
http://content.mail.ru/arch/13657/550463.html Посмотрите, к разговору.
|
263.
Панда
(01.10.2004 18:40)
0
Ремарки Матигора (хотя это, на мой взгляд, уже попытка обобщения всех наших размышлений)требуют продолжительного обдумывания, я пока разбираюсь в каше своих внутренних противоречий.
"нормальных людей на свете большинство" Игорь, ты воистину счастливый человек! Мне казалось, что нормальных людей от 5 до 10 процентов (оценивая по электорату "Яблока", например). Но тут, конечно же, встаёт вопрос: "что значит нормальных"? И что значит "на свете"? В развитых странах, в развивающихся или в России(хотела написать "деградирующей", но испугалась, что Матигор начнёт ругаться)?
"если они обижают, то не в извращенной форме, с ними можно либо договориться, либо "оттолкнуть"" К сожалению, далеко не всегда. Иногда так бывает, что тебе стараются причинить зло просто потому, что ты оказался в какой-либо роли. И будь ты хоть ангел с крылышками, тебя ненавидят просто за то положение, которое ты занимаешь, и не мстят из-за собственной несостоятельности, а стараются тебя из этой роли вытолкнуть. Встречаются такие ситуации, я могла бы конкретизировать, но хотелось бы обойтись без ограничения общности, потому что иначе мы собяёмся с темы.
"оскорбление сильный и гордый человек смывает только ответным унижением" Мне кажется, совсем наоборот. Сильный может и простить. И уж никак месть в моём понимании не означает ответного унижения. В моём понимании правильная месть та, которая приводит к "катарсису" - в смысле, к взаимному очищению. Более того, мне навскидку кажется, что если за унижение платить тем же унижением, равным по значению, то свершённое зло не гасится, а удваивается. Я могу местью даже назвать ситуацию, когда в ответ на причинённое зло человек платит добром, в результате чего в обидчике может проснуться совесть и дальше он совершит не ответное зло, а добро - ведь и так бывает.
Ответ: "Мне казалось, что нормальных людей от 5 до 10 процентов (оценивая по электорату "Яблока", например)."
А электорат Яблока - сплошь нормальные люди?:) Я пытаюсь оценивать людей не по их идейному наполнению, а по нормальности души, что ли. Умению быть в диалоге, умению реально прощать, умению побеждать, умению оставаться человеком в трудных условиях. Кстати у Яблочной верхушки, похоже нет одного важного свойства - умения побеждать.:) Но об этом я сужу по телевизионным программам, ни одного живого яблочника не видел.:) Наверное большинству все-таки этот набор в полной мере не присущ, но все-таки мне кажется, что у большинства эти черты в более или менее приемлемых пропорциях. Я не устаю удивляться неожиданной человечности, открывающейся в самых неожиданных людях.
"И что значит "на свете"? В развитых странах, в развивающихся или в России"
Я более или менее знаком только с Россией и ее ближайшими окрестностями.
"хотела написать "деградирующей""
Возможно. Хотя не хотелось бы.
"И будь ты хоть ангел с крылышками, тебя ненавидят просто за то положение, которое ты занимаешь, и не мстят из-за собственной несостоятельности, а стараются тебя из этой роли вытолкнуть."
Ты не права. Я это и пытаюсь сказать. Тебя унижают не потому что ТЫ занимаешь какое-то положение, а потому что вытесняют таким образом СВОЮ несостоятельность. Но при этом думают, что восстанавливают мировую справедливость. Разумеется пытаются тебя вытолкнуть, а как еще можно отомстить и восстановить справедливость?:)В принципе, как в это ни трудно поверить, такие люди достойны только жалости.:) В том то вся фишка и заключается, что эти ненавистники в душе добрые и пушистые, они за добро, за свет:), да вот не могут они вступать в диалог с окружающим миром и потому способны только на месть этому миру в котором их стремление к добру не на нашло отклика. Страшны и уродливы добрые люди вставшие на тропу мести.:) Кстати, размышления на тему мести закончились у меня на том, что я понял механизм возникновения ощущения необходимости мести. Оно автоматически получается, когда человек вступает с кем-то/чем-то в отношения, но не получается диалога. Это проявляется в самых мелочах, важно заметить это в зародыше и постараться вступить в диалог на самом раннем уровне. Желание взбрыкнуться, внутренний диалог, а фактически монолог, желание мстить, все это результат неумения наладить внешний диалог. Кстати, я имею ввиду не только душевное взаимопонимание, но и по морде, если надо, если понял, что это требуется. Но только в режиме диалога, в режиме взаимопонимания. Это оказывается весьма трудно, оседлать ощущение реальности внешнего взаимопонимания, индикатором того, что оседлал и является отсутствие инстинктивного желания отомстить, восстановить справедливость, индикатором реального внешнего диалога является отсутствие диалога внутреннего. Запутал?:)
"Мне кажется, совсем наоборот. "
Разумеется. Это у меня юмор такой. С намеком на сцену из Кавказской пленницы.
"Я могу местью даже назвать ситуацию"
А подставить левую щеку, если ударили по правой? ТОже классная месть. Во-первых я думаю, что ты называешь этим словом то, что реально им не является. А во-вторых, любое ответное действие, которое не от души, а от ума, не ведет к установлению диалога, а только ухудшают дело. Если ты имела ввиду какой-то конкретный случай, то там я думаю, человек не хотел мстить, он вступил в диалог со своим обидчиком и сделал то, что должен был сделать, что душа подсказала. Так?
|
262.
Matigor
(01.10.2004 14:03)
0
Несколько ремарок: в проблеме мести можно подходить теоретически и практически. 1. а) Определение мести. Месть=восстановление божественной справедливости=восстановление нормального хода вещей, присущего миру. б) Милосердие, пусть даже и божественное, не отменяет мести. Людское милосердие может отменять месть, поскольку не ясно до конца, что соответствует нормлаьному (естественному- у нас был родолжительный диспут, что считать естественным) ходу вещей. в) Месть может совершаться тремя способами: самосудом, общественным судом, божественным правосудием. Если бога нет (в расширительном смылсе- рока, кармического закона), то остаются только первые два. Если право "молчит", то остается только первый способ. г) Если исполнение естественного миропорядка мы посчитаем добром, то отклонение от него - зло. Следовательно, всякий немстящий (отказывающийся от мести) совершает зло. д) С другой стороны, морален ли отказ от мести ,если месть сама по себе входит в естественный порядок вещей? и- моральна ли месть, если допущение несправедливостей (де факто, как мы видим на практике) есть рядовое явление в жизни, следовательно, несправедливость расширительно сама входит в естественный ход вещей, и потому в некотором смысле справедлива. е) итак, весь вопрос сводится к оправданию и уяснению справедливости. В этом смысле пример старушки, спустившей собаку: а законна ли ее месть? не является ли следствием естественного хода вещей, что ее дочь погибла? и что тогда возмущаться? а если были нарушены божественные установления, то не унизительно ли для Бога, когда его считают не в силах совершить месть (в будущей жизни), прибегая к самосуду? но с другой стороны, хотя и сказано "Мщение мне" (сказано только в иудеохристианстве), де факто Бог делегировал часть своих полномочий общественному суду, и если немного понизить градус, и личному суду. 2. На практике апелляция к самосуду есть провокация. Хотя бы потому, что провоцирует человека на превышение меры мести или вообще на незаконность мести в случае мнимой обиды.
Ответ: Как ты наверняка понимаешь, я не согласен именно с первым пунктом. Точнее с пунктом а. А ведь именно на нем держится все остальное. Месть наряду со своим антиподом, пассивностью - пути усугубления зла.
|
261.
Панда
(29.09.2004 16:48)
0
Ну сообщение предыдущее, понятно дело, от меня было
|
260.
(29.09.2004 16:47)
0
Игорь, я окончательно поняла из приведённого тобой примера с автобусом, что под местью мы понимаем разное. Наступить на ногу человеку, который наступил на ногу тебе нечаянно, просто из принципа "око за око" - это мстительность, причём мелкая и низкопробная. Я такую даже не рассматривала в своих рассуждениях (совершенно несправедливо). Под местью или возмездием я всё-таки понимаю наказание зла в том случае, когда оно было причинено сознательно, когда имел место вызов, и зло по какой-либо причине осталось безнаказанным. Например, если бы человек подошёл ко мне и с вызывающей ухмылкой наступил мне на ногу очень больно, я бы сочла себя оскорблённой и попыталась отомстить. Если бы кто-то за меня вступился и осадил хулигана - сочла бы ситуацию исчерпанной. А если бы хулиган попытался меня ударить, но вместо этого ударился сам - была бы просто довольна. Я человек книжный и очень люблю приводить литературные примеры, не смейтесь, но по вопросам мести уместно было бы вспомнить рассказ Проспера Мериме (не помню, как называется). Суть рассказа в том, что у немощной старухи-мексиканки убили (сознательно и злодейски, зная, что за него некому заступиться)единственного сына. Она купила собаку, год её натаскивала и в конце концов натравила на обидчика, так что та перегрызла убийце горло. Мне кажется, это свидетельствует скорее о силе духа, нежели о слабости. То же самое относится и к "Ворошиловскому стрелку". Старик был силён духом, он взял на себя грех, понимая при этом, что грех этот ему волочить всю жизнь, и всё-таки если бы он этого не сделал, его внучка на всю жизнь осталась бы сломленной. В нормальном обществе, там где отношения регулирует закон, ему не пришлось бы этого делать. Другой хороший фильм о мести - "Палач". Это рассказ о том, как была превышена МЕРА и что из этого получилось. Женщина была отягщена гордыней, не захотела подумать о собственной ответственности за то, что с ней произошло, не хотела оценить МЕРЫ преступления, она не хотела думать о ЦЕНЕ мести, в результате потеряла то, что ей стало дорого, и погибла сама. В общем, попытаюсь сформулировать: мстительность - это отрада слабых, неумных, безответственных людей,а возмездие - это крест людей мудрых и сильных духом.
Что касается доминирования женщин в браке, то мои печальные наблюдения свидетельствуют о том, что браки, где жена доминирует (причём неважно, дура она или хитрая)- наиболее устойчивы. "Демократические" браки, которые создавались по взаимной любви и пытались строиться на взаимном уважении - распадаются. Видимо, любовь и дружба - слишком непрочная основа для брака, они слишком неустойчивы и эфемерны. Прочен брак только тогда, когда женщина когтями вцепляется в мужчину и формирует у него зависимость от себя (ведь доминировать можно не только явно, но и скрыто, манипулируя мужем). В принципе, раньше прочные браки строились на том, что доминировал мужчина, но сейчас это не актуально, ибо физически и материально женщина может прожить самостоятельно, да и общественное мнение больше не осуждает женщин без мужей. В общем, сейчас мужчине практически нечем удержать женщину около себя. Кроме любви, а любовь, как я уже сказала, "продукт" скоропортящийся.
Ответ: "под местью мы понимаем разное."
Я думаю, что ты ее романтизируешь, а я пытаюсь сделать акцент на цене мести, причем мне приходится еще и позиции Матигора по исключительно положительному восприятию мести противостоять.:) Далее, я пытался сделать акцент на то, что нормальных людей на свете большинство, если они обижают, то не в извращенной форме, с ними можно либо договориться, либо "оттолкнуть", как в случае с автобусом, и конфликт будет улажен, а если придать мести положительную окраску то рано или поздно сам станешь именно тем, кто с ухмылкой подойдет и наступит на ногу другому человеку, потому что решит, что он меня оскорбил, а оскорбление сильный и гордый человек смывает только ответным унижением. Конфликт в котором тебе нормальному противостоит извращенец, мстящий почему-то именно тебе за свою несостоятельность, и именно потому такой каким ты его описала, я сознательно не рассматривал. Для того, что бы прийти к сознательной оценке веса такого события. Я не знаю, как ты оцениваешь вес, я оцениваю как достаточно низкий. За свою жизнь сталкивался со считанными единицами такого рода людей. Но тут уже было не до жалости и сантиментов, понятное дело.
"а возмездие - это крест людей мудрых и сильных духом."
Но тем не менее все-равно слабых. Ты рассматриваешь противостояние женщины и хама, старушки и банды, старика и властьдержащих. Возмездие - оружие слабых. Возмездие уродует душу. Идя на него нужно это понимать. Я согласен, что можно представить ситуацию, когда иного пути нет, но именно буквально - иного пути нет, испробованы все возможные пути. Кстати, о "Стрелке". Очень уж киношный конец там с девочкой которая успокоилась после мести. Это сделано чисто для того, что бы герой Ульянова понял, что он погубил душу не зря. А если зря? И девочка не успокоилась, а чувство вины ее усугубилось? Она же нормальная хрупкая девочка.
В семье женщина всегда доминирует, даже если это скрыто словесным доминированием мужчин. Мужчина доминирует на работе.
|
259.
Matigor
(23.09.2004 13:39)
0
Мне очень понравилось мнение Панды. "Я уже говорила, что безнаказанное зло имеет тенденцию расти и наглеть. Конечно, далеко не каждая месть - борьба со злом, но и не каждая попытка стать на пути зла - месть." Что касается примера с Макаренко, то интеренсо как бы он реагировал в обратной ситуации: априори М. физически сильнее, а если наоборот.. поневоле станешь "евреем":)). Тоже золотые слова: "Мне кажется, что иногда под стремлением "не мстить" и "не противиться" могут крыться обыкновенные лень, трусость.... Другое дело, что защищаясь, он должен выбирать адекватную меру воздействия и понимать свою ответственность за принятое решение". Что касается "дедовщины в школе", то это проявление животного стремления к доминации. Кстати, елси угодно, пример из другой оперы: в некоторых браках муж под каблуком у жены- жнскому полу тоже свойтвенно доминирование- лишний довод в пользу бисексуальной природы человека. Гиотеза вытеснения обиды: я все-таки считаю ее неосновной в формировании доминации. Что касается выполнения приказов и обесчеловечивании в армии, разумная мысль: специфика данного института в том, что общество посылает человека на смерть и потому должно парализовать его личные устремления. Эта традиция переносится в мирное время.
Итак, Игорь говорит, что мщение удел слабых? а если нет, и верно противоположное- "мщение удел сильных"? Хм.. хотя кго назвать слабым, а кого сильным... понятен запрет на мщение в цивилизованных общества, оно дезорганизовало бы его, поскольку легко была бы превышена МЕРА мщения, и справедливость была бы нарушена в противоположную сторону.
Ответ: >Что касается примера с Макаренко, то интеренсо как бы он реагировал в обратной ситуации: априори М. физически сильнее, а если наоборот.. поневоле станешь "евреем":)).
Если я правильно помню, Макаренко писал, что он был слабее. Но может быть с чем-то путаю?
>а если нет, и верно противоположное- "мщение удел сильных"?
Но к сожалениею это не так.:)
|
258.
Панда
(22.09.2004 19:19)
0
В принципе, Игорь, я во многом с тобой согласна, исключая, пожалуй пару моментов. Первый: "И не потому что он испугался предстоящей драки, но больше потому что любой судья, любой полицейский, при сравнении ущерба от обрызганного, но уже высохшего костюма и разбитого заднего стекла, конечно назначит мстящему компенсировать последствия собственных дел, да еще и штраф платить." Разве дело только в сравнении материального ущерба? А моральный ущерб, а унижение обрызганного? Не думаю, что в европейской стране суд бы не принял это во внимание. Это только в нашем постсоветском пространстве унижение личности преступлением не считается и в суде не рассматривается. Может, поэтому мы и мстим, что некому за нас заступиться, кроме нас самих? И второе. Я уже говорила, что безнаказанное зло имеет тенденцию расти и наглеть. Конечно, далеко не каждая месть - борьба со злом, но и не каждая попытка стать на пути зла - месть. Приведу банальный, возможно, пример, но его можно обобщить. Макаренко в "Педагогической поэме" описывает случай, когда он ударил по лицу оскорбившего его воспитанника, после чего (вопреки всем педагогическим установкам)отношения его с этим воспитанником стали нормальными и уважительными. Просто здесь произошла адекватная реакция на зло, погасившая его в зародыше. Мне кажется, что иногда под стремлением "не мстить" и "не противиться" могут крыться обыкновенные лень, трусость и безответственность. Если нет суда, который защищает твои права, а у Господа Бога слишком много дел, чтобы вникать во все людские разборки, человек должен защищать себя сам. Другое дело, что защищаясь, он должен выбирать адекватную меру воздействия и понимать свою ответственность за принятое решение. В том смысле, что у каждого поступка есть цена, и у каждой ошибки есть цена. Но есть цена также и у бездействия, у непротивления. В каждом конкретном случае нужно взвешивать и принимать решение.
Что касается статьи, ссылку на которую дал Матигор. Грустная картина, довольно глубоко исследованная. Но хотелось бы автора спросить о следующем. Знает ли он, что в школах среди мальчиков 10-12 лет, которые ни ухом ни рылом в армии ещё не были, процветает та же самая "дедовщина", в смысле стремление установить иерархию власти, подмять под себя слабых и издеваться над ними? Может быть, работают не только те факторы, которые разбирает автор статьи, но и то, о чём сказал Игорь - стремление униженного вытеснить из души обиду посредством отыгрывания на более слабых? Мне кажется, это болезнь всего российского общества, а не только армии. И ещё. Я думаю, что насколько бы ни была безобразна дедовщина в армии, без неё обойтись трудно, потому что если командир будет считать рядового за человека, как же он его в бой на смерть пошлёт? В фильмах про американскую армию тоже,кстати, показывают, что капрал новобранцев унижает и обзывает разными нелестными выражениями, видимо, это необходимо для воспитания сильного солдата, воина. Вы только не думайте, что я защищаю армию и дедовщину, у меня у самой двое сыновей призывного возраста, и я очень не хочу, чтобы они попали в армию. Просто вопрос не так однозначен, как он рассмотрен в статье.
Ответ: Сначала хочу уточнить. На мой взгляд есть нормальный инстинкт восстановления равновесия. Не справедливости, это уже умственная трактовка, а равновесия. И есть мстительность. Как их различать? Ну скажем едем в переполненном автобусе. Качнуло, мотануло и сосед, пытаясь удержать равновесие стал на ногу. Мы его или столкнем, если больно или вежливо попросим убрать ногу, если поймем, что и ему нелегко. И у него и у нас срабатывает нормальный инстинкт сохранениея равновесия. Теперь представим мщение. Вот он наступил мне на ногу, мне больно, я его столкнул, а сам думаю, он ведь не испытал той боли, как я, он не испытал того неприятного ощущения, когда нога оказывается под чужой ногой. И вот выбрав момент,очередной тычок, беру и сильно наступаю на его ногу. При этом маскируюсь под случайность, могу, конечно, спросить, ну как приятно? и тд. Вроде бы адекватный ответ, но что-то в этом есть мерзкое, не замечаете? Инстинкт восстановления равновесия присущ, на мой взгляд нормальной личности, не сомневающейся в своей ценности. Мстительность присуща человеку маскирующему свое самоуничижение. Это трудно различить, проявления где-то схожи, но с точки зрения мотивов разница фундаментальна.
>Не думаю, что в европейской стране суд бы не принял это во внимание.
Может быть. Не знаю. Знаю только, что преувеличивать возможности суда не стоит.
>Я уже говорила, что безнаказанное зло имеет тенденцию расти и наглеть. Конечно, далеко не каждая месть - борьба со злом, но и не каждая попытка стать на пути зла - месть.
РАзумеется. Только дело в том, что зло растет не только потому что никто не мстит, оно растет и потому что мстят. Парадокс. Вчера смотрел программу про Гитлера, поэтому пример оттуда. Франция мстила за то, что немецкие армии простояли почти всю войну на ее территории и обобрала Германию, Немцы отнюдь не почувствовали раскаяния и легко откликнулись на призыв отомстить Франции, ну и так далее. Пока после второй мировой не решили, что круг мести надо разорвать и победители не стали обирать побежденного, а наоборот, дали взаймы.:) Все конечно не так просто но все же.
>Просто здесь произошла адекватная реакция на зло, погасившая его в зародыше.
Здесь не было мести.
>Мне кажется, что иногда под стремлением "не мстить" и "не противиться" могут крыться обыкновенные лень, трусость и безответственность
Иногда, конечно.
>В том смысле, что у каждого поступка есть цена, и у каждой ошибки есть цена. Но есть цена также и у бездействия, у непротивления. В каждом конкретном случае нужно взвешивать и принимать решение.
Абсолютно верно. Я просто предлагаю при взвешивании учитывать и то, что месть - это не восстановление справедливости. Вот и все. Я думаю, что когда месть расценивается как позитивный акт, тогда цена кажется совсем не той, что на самом деле. Если ты помнишь, то в классическом фильме на эту тему, в "Ворошиловском стрелке", герой Ульянова говорит - "Как жить то теперь?".
>Просто вопрос не так однозначен, как он рассмотрен в статье.
Да. И дело не только в том, что нельзя видеть в подчиненных людей. Я думаю, что разумное тотальное унижение в принципе имеет вполне педагогическое значение, подвергнувшись ему человек теряет страх перед унижением, теряет желание мстить исподтишка своим, приобретает надежность. Некоторые вещи нужно ломать, на сознании в человеке этого не воспитаешь. Я опять же не оправдываю, скорее всего часто дело заходит слишком далеко, далеко от педагогики, вырождается в свою противоположность, в простое издевательство и вытеснение обид. Но пошло это, как я понимаю, не просто от желание воспитать в подопечных остервенение.
|
257.
matigor
(20.09.2004 13:53)
0
Встретилось http://index.org.ru/journal/19/kost19.html
Ответ: Знаешь, я наверное смогу сформулировать причины своего неприятия мести.:) Как ни странно наша культура, российская и околороссийская - это культура мести. От чего и беззаконие. Именно так, мы не похожи на буйных кавказцев и тем не менее наша культура основана на мести. Которая затмевает все разумные и деятельные силы. Просто месть - она бывает разная, общее в ней то- что она является проявлением слабости. ТОлько тот, кто подспудно ощущает свою слабость и ничтожество способен мстить, месть - это вытеснение психикой своего ничтожества. В твоем примере старослужащие мстят за свое унижение. Разумеется мстят не тем, кто их унижал. Пример с камнем в заднее стекло машины предполагает, что мстящий должен убегать при этом. И не потому что он испугался предстоящей драки, но больше потому что любой судья, любой полицейский, при сравнении ущерба от обрызганного, но уже высохшего костюма и разбитого заднего стекла, конечно назначит мстящему компенсировать последствия собственных дел, да еще и штраф платить. А если мстить нужно исподтишка, это только усугубляет самоощущение слабости и ничтожества. "Демократы" мстят государству и разрушают его по видом демократизации. Старослужащие мстят молодым, разрушая в общем-то правильную систему при которой более опытные руководят новичками. Бедные мстят богатым, богатые бедным. Месть в глобальном смысле рождает фашизм, неужели этого не видно? На днях перечитал Триумфальную арку Ремарка. Там есть интересная фраза : " Я видел гораздо более страшные вещи и ничего не делал." Эту фразу говорит герой, который бежал из нацисткой Германии, не побоялся, был в Испании на стороне республиканцев, каждый день за ничтожную плату делает виртуозные операции, спасает конкретных людей, подвергаясь при этом опасности, потому что его труд и вообще пребывание нелегально. ТО есть человек явно активной позиции. И при этом не бросающийся мстить. Как можно наконец стать сильными? Как ни парадоксально - именно перестав мстить. Понять что мщение не делает человека сильнее, оно компенсирует и загоняет внутрь его слабость.
|
256.
Matigor
(13.09.2004 15:13)
0
О справедливости подумаю еще. пока просьба развязаться с мылом: по причине спама я временно поставил заглушку на мои яндексовскоапортовские адреса. а ваши адреса, особенно у Странжер, менялись так часто, что уж не знаю, где они. Просьба черкнуть мне что-нибудь на matyu1shkin@mikron.ru (Единичку уберите)
|
|
|
|