Познакомься с народом |
Лабиринт
отражений
|
||
О двойственной природе человека . |
О двойственной природе человеческого сознания , звериной и божественной говорится так давно , тем не менее тема эта всегда актуальна . Да , человек явно потомок обычного стадного животного , и ему свойственно все , что свойственно обыкновенному стадному животному , мало того потребности , мотивы и цели стадного животного являются доминирующими в повседневном человеческом бытии . По степени значимости их можно расставить следующим образом : 1. Кушать , желательно три раза в сутки . 2. Размножаться и заботиться о своем (!) потомстве . 3. Бороться за положение во внутренней иерархии стада ( говорят в любом стаде очень жесткая иерархия и каждый знает свое место , а если искусственно убрать какое-то звено , например вожака , то тут же без задержки происходит сдвиг полномочий ) . 4. Бороться за сферу влияния стада . Расхожее представление , что только человеку свойственно воевать , а животные живут в полной гармонии с природой , весьма искусственно . До трети самцов шимпанзе гибнут в борьбе за свою территорию и за свое место в иерархии . Если теперь непредвзято посмотреть на поступки окружающих , (очень здорово , если и себя тоже) , на тех , кого мы видим только по телевизору , то увидим , что в основе мотивов поведения их всех лежат именно эти четыре мотива , какие бы слова при этом не говорились и какие бы мысли при этом не думались , может быть даже совершенно искренне . Животная часть сознания является активным отражением окружающего мира . Активным - потому , что включает в себя и реакции на воздействия , и память о них , и обучение полезным реакциям в том числе упреждающим . Отражением - потому , что находится строго в рамках , заданных окружающей природой . Вторая часть сознания никак не связана с тем , что вокруг нас . Древние считали , что именно оно связано с истинным миром , все же остальное - тени истинного мира . При всем желании я не смог связать его с природой , нашей по крайней мере . Второе , божественное , сознание - это , конечно , в первую очередь абстрактное мышление , способность строить модели , отвлеченные от того , что человек видит или ощущает непосредственно . Под этим имеются ввиду не только математика и другие науки , но и чувства . Какое природное происхождение имеют такие чувства , как любовь , дружба , такие понятия , как свобода , равенство ? Они не имеют никакого отношения к соответствующим животным инстинктам . Точнее , сознание ищет аналоги , соответствия , так называемых , возвышеных чувств и понятий животным инстинктам . Но здесь возможны такие сшибки и душевные травмы , что просто жуть . Собственно , получив неизвестно откуда абстрактное мышление человек и стал человеком , труд - это производная от абстрактного мышления , а не наоборот , животные ведь тоже трудятся в поте лица , или морды , что бы добыть пропитание .Термин "абстрактный" очень точный , абстрактный - значит отделенный от конкретного , то есть окружающего , реального , и взялось оно , именно , неизвестно откуда , ярко выраженной эволюции абстрактного мышления в природе мы не наблюдаем . Абстрактное мышление позволяет сначала увидеть образ чего-то нового , а потом мучительно , возможно за несколько десятков поколений , искать , как это лучше воплотить с помощью реальных материалов и навыков . Я думаю , что не было бы никакого прогресса , если бы в мозгу человека не сидели уже готовые идеальные образы , того , что ему надо сделать . Самые простые примеры - фундаментальные открытия человечества : колесо , топор .Вроде бы никакой сложности нет , обезьяна успешно пользуется палкой , что бы сбить банан , камнем , что бы разбить скорлупу и так далее , вроде бы рукой подать до первого топора . Но весь фокус в том , что она вполне могла видеть в природе , как одна ветка задевала другую и сбивала плод , научиться этому , и , даже , научить свое потомство , то же с камнем , но , чтобы сделать топор , его нужно сначала увидеть в качестве абстрактного образа , в природе ничего подобного нет . И , потом уже , добиваться совершенства , используя трудовые навыки и подручные материалы . Сначала привязывать камень , потом делать дырочку в камне . Но идея остается неизменной до сих пор . То же - вокруг колеса . Предком колеса , конечно , могут быть жерди , которые подкладывали под громоздкие вещи , что бы передвинуть их . Но ни одна обезьяна до этого еще не додумалась по одной простой причине - в природе такого процесса нет . Попробуйте свалить дерево и катить его . Нужно предварительно увидеть нечто круглое , ровное , привести сваленное дерево к этому состоянию и лишь после этого появится возможность катить его . Какой вывод из всего вышесказанного ? Человек был и остался обычным стадным животным , а дар Божий - абстрактное мышление - использует чисто для выполнения своих функций стадного животного . Но при этом в мозгу его выстраиваются мотивационные цепочки , взятые из абстрактных высей , и их несоответствие реалиям приводят ,порой , к жутким результатам . |