Народ
Познакомься с народом
Лабиринт отражений
Скрипторий
Д.Т.Судзуки "Основы дзен-буддизма"
[Главная страница ]
[О себе]
[Восточный ветер]
[Россыпь]
[Стихи и не только]
[Бювар]
[Гостевая книга]
[Мой адрес]

...мистики- это в большинстве своем практичные люди, они далеки от мечтателей, чьи души настолько поглощены неземным или потусторонним миром, что они не заботятся о своей повседневной жизни. Следует внести поправку в общепринятое представление о мистиках как о мечтателях и фантазерах, поскольку это совершенно не соответствует действительности. Фактически существует самая тесная и глубокая психологическая связь между практическими наклоннастями ума и определенным родом мистицизма. Эта связь, однако, не носит умозрительного или метафизического характера. Если мистицизм верен, его истина должна быть практической и отражаться во всех наших поступках. Истина, конечно, не должна быть следствием простого логического вывода, который верен только в теории. Поэт дзен-буддист писал: как сверхъестественно и как удивительно я черпаю воду из колодца и ношу дрова.


... Будда проповедовал на местном диалекте. То же самое делал Иисус Христос. Тексты на греческом, санскрите и даже языке пали представляют собой поздние модификации, появившиеся тогда, когда вера начала увядать, что позволило утвердиться схоластике. Вследствие этого живая речь превратилась в умственную систему и далжна была быть переведена на неестественно изощренный - и поэтому напыщеный- язык формализма .


...в то время <11 столетие> было, по крайней мере две тенденции, разрушающие дзен. Одна представляла собой доктрину и практическую школу "абсолютного спокойствия", а другая-привычку умствовать, которая давила на дзен со всех сторон.


Введение упражнения коан было неизбежно ввиду следующих обстоятельств:

1.Если бы изучение дзена шло естественным путе,. он бы вскоре погиб вследствие аристократичности его дисциплины и опыта.

2.Поскольку дзен постепенно исчерпывал свою творческую оригинальность в течение 300 лет своего развития после Эно, Шестого патриарха, что бы выжить, он должен был обрести новую жизнь за счет использования какого-то радикального метода, который смог бы энергично пробуждать сознание его последователей.

3.С уходом в прошлое периода творческой активности начали накапливаться материалы, известные под названием рассказов, условий, вопросов и ответов, которые составили основную массу исторического материала. Все это провоцировало на умственные толкования, так пагубно действующие на созревание дзен-сознания.

4.Безудержный рост квиетизма<quietus-спокойный, безмятежный, перен.-созерцательность, бездейственность> в дзене со времен начала его истории представлял собой самую страшную угрозу для живого опыта дзена. Две тенденции квиетизма, или школа "безмолвного озарения", и интуитивизм, или школа абстрактного опыта, с самого начала вели скрытую и порою открытую войну друг с другом.


Учителя дзена говорят:"там где есть вера, там есть сомнение",- то есть там , где есть вера, там есть дух вопрошения, так как сомневаться- значит верить. ... В дзене сомнение не означает отрицания или скептицизма: оно означает желание видеть, прийти в непосредственный контакт с самим объектом. ...Желание подтверждения, прочного и абсолютного, и утверждения веры точно так же, как и в случае чувственного восприятия, означает пробуждение духа вопрошения...


"Мы все ограничены и не можем жить вне времени и пространства, поскольку мы вышли из недр земли, мы никак не можем постичь бесконечное; как мы можем избавиться от узких рамок существования?"- "Спасение следует искать в самом условном, не существует ничего безусловного, кроме условного: если вы ищите чего-то потустороннего, оно разобщит нас с этим миром относительного, что равносильно самоуничтожению. Спасение не может быть достигнуто ценою своей собственной жизни. Если это так, то надевайте свою одежду, ешьте свою пищу, и ищите путь к свободе, делая и то и другое."

...тьма пещеры сама превращается в свет, когда загорается факел духовного прозрения. Нельзя сказать, что сначала уносят нечто, называемое тьмой, а потом приносят нечто другое, называемое просветлением, просто просветление и тьма , в сущности, с самого начала представляют собой одно и то же, смена одного другим есть явление внутрение субъективное. Поэтому относительное есть абсолютное и наоборот. Они неотделимы друг от друга, хотя мы вынуждены каждое из них воспринимать рассудком как нечто обособленное.


 

На начало

 

 


 

Hosted by uCoz