Познакомься с народом |
Лабиринт
отражений
|
||
Д.Т.Судзуки "Основы дзен-буддизма"
|
...мистики- это в большинстве своем практичные люди, они далеки от мечтателей, чьи души настолько поглощены неземным или потусторонним миром, что они не заботятся о своей повседневной жизни. Следует внести поправку в общепринятое представление о мистиках как о мечтателях и фантазерах, поскольку это совершенно не соответствует действительности. Фактически существует самая тесная и глубокая психологическая связь между практическими наклоннастями ума и определенным родом мистицизма. Эта связь, однако, не носит умозрительного или метафизического характера. Если мистицизм верен, его истина должна быть практической и отражаться во всех наших поступках. Истина, конечно, не должна быть следствием простого логического вывода, который верен только в теории. Поэт дзен-буддист писал: как сверхъестественно и как удивительно я черпаю воду из колодца и ношу дрова. ... Будда проповедовал на местном диалекте. То же самое делал Иисус Христос. Тексты на греческом, санскрите и даже языке пали представляют собой поздние модификации, появившиеся тогда, когда вера начала увядать, что позволило утвердиться схоластике. Вследствие этого живая речь превратилась в умственную систему и далжна была быть переведена на неестественно изощренный - и поэтому напыщеный- язык формализма . ...в то время <11 столетие> было, по крайней мере две тенденции, разрушающие дзен. Одна представляла собой доктрину и практическую школу "абсолютного спокойствия", а другая-привычку умствовать, которая давила на дзен со всех сторон. Введение упражнения коан было неизбежно ввиду следующих обстоятельств: 1.Если бы изучение дзена шло естественным путе,. он бы вскоре погиб вследствие аристократичности его дисциплины и опыта. 2.Поскольку дзен постепенно исчерпывал свою творческую оригинальность в течение 300 лет своего развития после Эно, Шестого патриарха, что бы выжить, он должен был обрести новую жизнь за счет использования какого-то радикального метода, который смог бы энергично пробуждать сознание его последователей. 3.С уходом в прошлое периода творческой активности начали накапливаться материалы, известные под названием рассказов, условий, вопросов и ответов, которые составили основную массу исторического материала. Все это провоцировало на умственные толкования, так пагубно действующие на созревание дзен-сознания. 4.Безудержный рост квиетизма<quietus-спокойный, безмятежный, перен.-созерцательность, бездейственность> в дзене со времен начала его истории представлял собой самую страшную угрозу для живого опыта дзена. Две тенденции квиетизма, или школа "безмолвного озарения", и интуитивизм, или школа абстрактного опыта, с самого начала вели скрытую и порою открытую войну друг с другом. Учителя дзена говорят:"там где есть вера, там есть сомнение",- то есть там , где есть вера, там есть дух вопрошения, так как сомневаться- значит верить. ... В дзене сомнение не означает отрицания или скептицизма: оно означает желание видеть, прийти в непосредственный контакт с самим объектом. ...Желание подтверждения, прочного и абсолютного, и утверждения веры точно так же, как и в случае чувственного восприятия, означает пробуждение духа вопрошения... "Мы все ограничены и не можем жить вне времени и пространства, поскольку мы вышли из недр земли, мы никак не можем постичь бесконечное; как мы можем избавиться от узких рамок существования?"- "Спасение следует искать в самом условном, не существует ничего безусловного, кроме условного: если вы ищите чего-то потустороннего, оно разобщит нас с этим миром относительного, что равносильно самоуничтожению. Спасение не может быть достигнуто ценою своей собственной жизни. Если это так, то надевайте свою одежду, ешьте свою пищу, и ищите путь к свободе, делая и то и другое." ...тьма пещеры сама превращается в свет, когда загорается факел духовного прозрения. Нельзя сказать, что сначала уносят нечто, называемое тьмой, а потом приносят нечто другое, называемое просветлением, просто просветление и тьма , в сущности, с самого начала представляют собой одно и то же, смена одного другим есть явление внутрение субъективное. Поэтому относительное есть абсолютное и наоборот. Они неотделимы друг от друга, хотя мы вынуждены каждое из них воспринимать рассудком как нечто обособленное.
|