ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА I. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ
В новые времена иссякает в господствующем
сознании творческое дерзновение. Думают о чем-то, пишут о
чем-то, но были времена, когда думали и писали что-то, когда
было то, о чем теперь вспоминают, о чем пишут исследования. Наша эпоха
потому, быть может, так «научна», что наука говорит о чем-то, а
не что-то.
Когда обращаемся к прошлому, часто поражаемся
творческому дерзновению наших предков: они дерзки быть, мы же
потеряли смелость быть. Мы дерзаем обнаружить лишь свое о
чем-то и не дерзаем быть чем-то.
Все эти печальные симптомы так характерны
для критических эпох. Лишь органические эпохи имеют дерзновение
в вере, в любви, в избрании. Критические эпохи по преимуществу – о
чем-то, органические эпохи по преимуществу – что-то.
Великое значение Ницше для нашей эпохи
в том и заключается, что он с неслыханной дерзостью решился сказать
что-то; он нарушил этикет критической эпохи, пренебрег приличиями
научного века, был самой жизнью, криком ее глубин, а не – о
жизни.
Субъект и объект болезненно расщепились,
и исчезло что-то – нумен, осталось лишь о чем-то – лишь
феномен.
И почти нельзя уже встретить людей, которые
верили бы в философию так, как верили в Греции, как верили в Германии
в эпоху ее философского расцвета. Вера в философию подорвана. Последним
подлинно верующим был Гегель, быть может, величайший из философов в
собственном смысле этого слова. В гегельянстве философия дошла до самообожествления,
гегельянство – невиданная гордыня отвлеченного философствующего разума.
Гегель был величайшим и последним из гностиков-рационалистов. Вместо
живого Бога поклонился Гегель своему философскому гнозису, отвлеченному
своему разуму. И после того как философия была превращена Гегелем в
идол, философия была свергнута, она пала так низко, как не падала еще
никогда в истории человеческого самосознания. Материализм был Немезидой
гегельянства, Божьей карой за грех идолосотворения и идолопоклонения.
Потом пошел позитивизм, смягчивший грубости, крайности и нелепости материализма.
В чем же сущность этого кризиса? Вся новейшая
философия – последний результат всей новой философии – ясно
обнаружила роковое свое бессилие познать бытие, соединить с бытием
познающего субъекта.
Философская мысль не может питаться из
себя, т.е. не может быть отвлеченной, самодовлеющей. Не может она питаться
и одной наукой.
Древнее питание философии было питание религиозное.
Философия, да и всякое познание, была функцией жизни, а жизнь была органически
религиозна. На религиозном питании, на органической связи с народной
жизнью была основана философская мудрость Гераклита и Пифагора. Вот
почему в досократовской философии было так много здорового реализма,
был хороший примитивизм, чувствовался запах земли. И мудрость божественного
Платона связана, быть может, с посвящением в Элевзинские мистерии. У
учителей церкви, у средневековых мистиков была посвященность в тайны
христианства, было приобщение к таинственным реальностям.
Вся новая философия, начиная с Декарта и
кончая неокантианцами, отрицает необходимость посвящения и приобщения
для стяжания знания, гнозиса, и потому тайны бытия и таинства жизни
для философии закрываются. Философия перестала быть сакраментальной,
как была в древности и в средние века, она подверглась обмирщанию и
стала философией полицейской, неблагодатной. Гениальный образец чисто
полицейской философии дал Кант. Полицейская философия имеет некую связь
с полицейским государством, с обществом секуляризированным. Из священного
гнозиса превратилась философия в полицейский распорядок отвлеченной
мысли, в охрану, в градоначальство, к которому обращаются за разрешением
устроить то или иное в царстве мысли и познания.
Истинное решение проблемы реальности,
проблемы свободы, проблемы личности – вот настоящее
испытание для всякой философии. Бессилие решить проблемы реальности,
свободы, личности или ложное решение этих проблем – верный показатель
плохих качеств философии, ее внутренней импотенции, ложности избранного
ею пути. Подозрительна та философия, для которой реальность – призрачна,
свобода – призрачна, личность – призрачна. Не верьте этой философии,
ищите иной.
В философском рационализме отразилась греховная
раздробленность духа. Ни природа реальности, ни природа свободы, ни
природа личности не могут быть постигнуты рационалистически, идеи эти
и предметы эти вполне трансцендентны для всякого рационалистического
сознания, всегда представляют иррациональный остаток.
Гностицизм признает путь познания путем
спасения. Чисто гностический путь, в известном смысле, есть путь люциферианский.
Гностицизм учит познанию истины, а не стяжанию истины, гностицизм проповедует
дерзновение в познании без подвига отречения. Гностицизм в существе
своем есть рационализм, какое бы мистическое одеяние он ни одевал, это
рафинированный, с трудом распознаваемый рационализм. Для гностицизма
религия есть знание, тайное и явное, есть посвящение в учение. Гностицизм
смешивает оккультное знание с религией, подменяет им религию, в то время
как оккультное знание должно рассматриваться как форма знания, как расширенная
наука, а не как религия. Идеальный тип гностика есть тип учителя, мудрого.
По гностическим учениям истина открывается мудрым, а не младенцам. В
христианстве истина открывается младенцам, а не мудрым, и гнозис есть
плод религиозной жизни. Будьте как дети, тогда лишь войдете в царство
Небесное. В истине Христовой есть божественная простота. Истина стяжается
жизнью и подвигом, усилием воли и целостным духом, а не одним познанием.
Само познание есть лишь функция религиозной жизни. Идеал христианина
есть скорее идеал святого, чем мудрого учителя. Христианский
гнозис требует акта самоотречения, отречения от гностической гордости,
от притязаний разумного познания. Христианский гнозис есть стяжание
себе разума божественным безумием. В нем нет уже и следов рационализма
и натурализма, которые в утонченной форме присутствуют в гностицизме.
Современная теософия есть одна из форм гностицизма, и все бесплодие
гностических притязаний сказывается в ней еще сильнее, чем в старом,
классическом гностицизме. Для теософии религия есть универсальный гнозис,
преемственно передаваемый путем посвящения, путем обучения у мудрых
учителей. Религиозные догматы и религиозные таинства приобретают в теософии
исключительно гностический характер. Для мудрого, для посвященного истины
религиозной жизни, истины веры оказываются знанием. Все истолковывается
в духе истонченного эволюционного натурализма. Лишь для вульгуса есть
чудесное, чудесное есть понятие экзотерическое. Чудесного нет для настоящего
гностика и теософа, для посвященного в эзотерическое знание. Для него
и Воскресение Христа есть факт естества, постижимый, напр<имер>,
при допущении эфирного тела. Гностики и теософы лучше метафизиков и
философов, поскольку они требуют посвящения для религиозного раскрытия
истины, но и они «интеллигенты-отщепенцы» в мировом смысле этого слова,
оторванные от корней, живущие гипертрофией интеллекта, безблагодатные.
В последней глубине христианская вера есть гнозис, знание посвященных
через отречение, но до глубины этой не доходит гностическая теософия.
Церковь никогда не утверждала интеллектуально-теоретического
характера догматов, это делала лишь богословская схоластика. Философского,
интеллектуального, теоретического характера нельзя открыть в церковных
догматах, его можно открыть в гностических ересях, всегда в большей
или меньшей степени рационалистических. Догматы Церкви никогда не были
рационалистичны и интеллектуалистичны, они раскрывали лишь мистические
факты, рационалистичны и интеллектуалистичны были еретические учения.
Почти все ереси отвергали безумие и мистичность
церковных догматов и пытались выразить истину более разумно и рационально.
Арианство, конечно, рационалистичнее Никейского символа.
Монофизитство, конечно, рационалистичнее церковного учения
о соединении в Христе природы человеческой и божеской. В церковных догматах
– всегда максимум мистики, максимум безумия, максимум антиномичности.
В ересях – всегда рационализм, ослабление антиномичности, боязнь безумия,
движение по направлению наименьшего сопротивления. Безумная мистика
церковных догматов не побоялась утверждать Троичность Божества, дерзнула
сказать об одном и том же в одно и то же время – один и три.
Рационалистические ереси всегда обходили трудности и антиномичности,
не дерзали на безумие и говорили один об одном, а три о
другом, один тогда-то, а три совсем в другое время. Безумная
мистика Церкви дерзала сказать, что Христос был и совершенным человеком
и совершенным Богом, что обе природы были в Нем совершенно соединены,
что воля человеческая была в Нем претворена в волю Пославшего Его; рационалистические
ереси всегда говорили, что Христос был только Бог, а человеческая природа
была в Нем призрачна или что Христос был только человек, что воля вХристе
была лишь одна. Не выносило еретическое сознание антиномичности. Теория
Гарнака о том, что догматы были рационализацией христианства, интеллектуализмом,
внесением начал греческой философии, опровергается всей историей Церкви,
которая учит, что все догматы были мистичны и безумны, опытны и для
разума человеческого антиномичны, ереси же были рационалистичны, человеческим
разумом устраняли антиномичность, были выдумкой человеческой.
Философия не нужна для догматов религии,
но догматы религии нужны для философии, питают ее, посвящают ее в последние
тайны.
Философия отвлеченная, существующая сама
по себе, из себя черпающая свою мудрость, прекращает свое существование.
Позитивизм является одной из форм прекращения существования отвлеченной
философии: он подчиняет философию позитивной науке и в ней лишь приказывает
искать источников питания. Мистицизм является другой формой прекращения
существования отвлеченной философии: он подчиняет философию позитивной
религии и в ней приказывает искать источников питания. Но позитивизм
окончательно губит философию, мистицизм же возрождает философию, возвращает
ей утерянную цель и жизненную ценность, приобщая ее к бытию. Философия
станет тем, чем она была в древности, станет священной, вновь соединенной
с тайнами жизни.
Средневековая философия совсем не была такой
безнадежной схоластикой, как принято думать, к ней вновь и вновь будут
возвращаться. И теперь ведь мучит средневековая проблема номинализма
и реализма. У современных гносеологов гораздо больше худосочной схоластики,
чем у мыслителей средневековых. Новейшая гносеология есть, в сущности,
схоластическая апологетика – апологетика науки. Она так же несвободна,
как и схоластическая теология, она лишь представляется свободной. Но
схоластически-апологетическое отношение к науке так же вредно, как и
схоластически-апологетическое отношение к вере. Религиозная философия
должна победить и гносеологическую схоластику, и теологическую схоластику,
т.е. дух жизни должен победить всякий отвлеченный рационализм.
Индивидуальный разум, индивидуальное усилие
не могут открыть универсальной истины. Непомерные притязания индивидуального
сознания по всем линиям терпят поражения. Человек, предоставленный самому
себе, оставленный с самим собой и своим «человеческим», бессилен и немощен,
ему не открывается истина, не раскрывается для него смысл бытия, не
доступен ему разум вещей. Весь ход человеческой культуры, все развитие
мировой философии ведет к осознанию того, что вселенская истина открывается
лишь вселенскому сознанию, т.е. сознанию соборному, церковному. Философия, т.е. раскрытие разумом
вселенской истины, не может быть ни только индивидуальным, ни только
человеческим делом, она должна быть делом сверхиндивидуальным и сверхчеловеческим,
т.е. соборным, т.е. церковным.
Философия церковная есть философия, приобщенная
к жизни мировой души, обладающая мировым смыслом – Логосом, так как
Церковь и есть душа мира, соединившаяся с Логосом. Философия
отвлеченная, рационалистическая, «гносеологическая», схоластическая
порывает с мировой душой и теряет пути к ней. Лишь церковная философия
восстанавливает эти пути. Лишь церковная философия в силах решить проклятые
вопросы, лишь ей доступны проблемы свободы и зла, личности и мирового
смысла, реализма и брачной тайны познания.
Только смирение гностико-рационалистической
гордыни рождает религиозный гнозис как зрелый плод религиозной жизни,
цельной жизни духа.
Рассудочно, рационально бытие не дается
познающему, истина не постигается.
Отвлеченная истина – призрачна, она – порождение
рационалистического блуждания по пустыням отвлеченного мышления. Истина
– живая, истина есть также путь и жизнь.
Кантианство есть один из роковых и внутренне
неизбежных моментов развития протестантизма. Положение это совершенно
неоспоримо для истории умственной и духовной культуры Запада, особенно
Германии. Кант был продолжателем Лютера, творцом философского протестантизма,
но протестантизма уже далеко зашедшего. Лютер был еще взбунтовавшимся
католиком и подлинным мистиком. Кант уже окончательно перестал быть
католиком и весь полон пафоса рационалистического, религии в пределах
разума.
Протестантизм порвал мистические нити, связывавшие
человека с церковью, с соборностью, с душою мира, т.е. с бытием и таинственной
его преемственностью. Поэтому протестантизм перенес центр тяжести жизни
и познания в субъективный мир человека, в изолированную, предоставленную
себе душу. После протестантского разрыва личность почувствовала себя
оторванной от объективного бытия, погруженной в себя и стала рефлектировать,
потеряла личность источники питания, не имеет уже доступа к сокам бытия.
Протестантизм всегда обвиняет католичество и православие,
вообще церковь, в язычестве, в языческом материализме, в языческом реализме,
и сам гордится тем, что превратил христианство в религию чистой духовности.
Церковь может принять это обвинение и с гордостью сказать: да, в Церкви
христианской много языческого материализма и реализма, потому что в
ней есть душа мира, та душа мира, которая в язычестве раскрывалась для
восприятия Логоса. Церковь христианская приняла в себя всю великую правду
язычества – землю и реалистическое чувство земли. Земли нет в протестантизме.
Язычество было церковнее духовного христианства протестантизма, в нем
была мистическая земля, мировая душа, были мистерии, которых нет уже
в протестантизме с его ложной духовностью. Протестантизм весь переходит
в субъективный мир духа, он порывает с тайнами и таинствами объективного
бытия, соборной души мира, матери-земли. Для церковно-христианского
возрождения необходимо возвращение к старой истине язычества, к реализму
матери-земли. Церковный реализм, в котором непосредственно дано сущее,
ближе к язычеству, чем к духовному христианству. Это прямо нужно сказать. Кантианство
и есть порождение ложной, болезненной духовности, в Канте действительно
нет уже никакого язычества, так как нет матери-земли. Нет матери-земли
и во всей современной философии, порожденной протестантизмом. В соборном,
церковном опыте дано бытие, душа мира, мать-земля до рационалистического
распадения на субъект и объект, до всякого отвлеченного знания. Соборность
же может быть лишь изначально и чудесно обретена, к ней нет путей через
протестантский индивидуализм. Выход из философского кризиса и есть выход
из субъективности и отвлеченной духовности протестантизма в соборность
и церковность, возврат к реализму и онтологическому объективизму.
Отречение от разума мира сего – безумие
в Боге есть высший подвиг свободы, а не рабство и мракобесие: отречением
от малого разума, преодолением ограниченности логики обретается разум
большой, входит в свои права Логос. Малый разум есть ratio, он рационалистичен, большой разум есть Logos, он мистичен. Малый разум функционирует
как отсеченная часть, большой разум функционирует в цельной жизни духа.
Малый разум всегда противопоставляет субъект и объект, большой разум
постигает тождество субъекта и объекта. Малый разум – дискурсивен, большой
разум – интуитивен. Логоса нет в новой и новейшей философии, нет его
даже у Гегеля, нет его там, где царствует рационализм. Сама идея Логоса
есть идея священной, религиозной философии, она чужда философии полицейской,
мирской. Вновь обрести утерянный Логос философия может лишь путем посвящения
в тайны религиозной жизни, лишь приобщением к жизни Логоса приобретается
он как орган познания. В рационалистической логике есть болезненная
ограниченность – последствие греха, в Логосе – беспредельность здоровья.
Субъективная мистика не есть мистика подлинная,
она иллюзорна, только объективная мистика – мистика подлинная.
Сознательный переход от отвлеченной философии
самодовлеющего рассудка к конкретной философии целостной жизни духа,
не философии чувства, а философии органического духа, раскрывает возможность
положительного решения проблем реальности, свободы, личности. Рационалистическая
философия бессильна разрешить проблему отношения ratio – рассудка к иррациональной действительности. Для
мистической философии такого затруднения быть не может. Действительность
иррациональна для отвлеченного рассудка, но для органического разума
раскрывается органический разум действительности. Для Логоса в познающем
субъекте раскрывается Логос в познаваемом бытии. Для философии, которую
мы называем мистической в отличие от рационалистической, реальность
бытия не может быть подорвана никакой рассудочной рефлексией. Реальность
дана непосредственно, и дан путь соединения с ней через цельную жизнь
духа, через разум органический.
Для рационалистической философии свобода непостижима
и всегда сводится к необходимости или оказывается иллюзией. Для мистической
философии свобода есть исходное, она утверждается в ее безмерности и
бездонности и ни на что не сводима.
Личность иррациональна для рационалистической философии
и всегда разложима и на что-нибудь сводима; пантеистический монизм или
атомистический плюрализм оказываются роковыми пределами рациональной
мысли. Для мистической философии личность изначальна, неразложима, постижима
в единственности своего вечного бытия.
Рационалистическая философия бессильна решить проблему
зла, так связанную с проблемой свободы и личности. Для мистической философии
проблема зла разрешима, это ее пробный камень.
Те, которые верят в миссию России, а в нее
можно только верить, те всегда видели и всегда будут видеть это
призвание в творческом достижении религиозного синтеза, религиозного
синтеза и в жизни и в сознании. Отвлеченная философия не может у нас
создать ничего замечательного, ее работа у нас в лучшем случае лишь
педагогическая. Если существует своеобразный дух России, то дух этот
ищет истины как пути и жизни, т.е. истины живой, конкретной.
Философия должна быть свободной, должна
искать истину, но именно свободная философия, философия свободы
приходит к тому, что лишь религиозно, лишь жизни цельного духа дается
истина и бытие.
___________________________________________
Нельзя
отрицать заслуг теософии и оккультизма в постановке проблемы отношения
религии к познанию, в утверждении важности религиозного посвящения
для мудрого знания. В древности открывается великая мудрость,
а не пустота, и религию начинают изучать религиозно. Ложь тут
начинается тогда, когда за религию выдается магическое знание
Арианство
– течение в христианстве, названное по имени его основателя,
александрийского священника Ария (ум. в 336 г.).
Рационалистически толкуя христианское учение о двойственной
(богочеловеческой) природе второго лица божественной Троицы
– Христа, Арий пришел к выводу о неединосущности Бога-Отца
и Бога-Сына. Из этого с неизбежностью вытекало отрицание
центрального догмата христианства – идеи боговоплощения.
Арианство было осуждено как ересь на Никейском Вселенском
соборе христианской церкви в325 г.
Монофизитство
– религиозно-политическое учение, основанное константинопольским
архимандритом Евтихием (451 г.). В отличие от ортодоксальной
доктрины Евтихий утверждал, что хотя Христос рожден
от двух природ (божественной и человеческой), но обладает
только одной – божественной, в то время как человеческая
природа в Христе несамостоятельна.