Логрус Лабиринт Хаоса
|
Агрессия и трусость
|
Недавно я понял, что не могу обойти стороной проблему трусости. Своего рода долг, перед живыми и мертвыми. Когда я попытался дать определение этому крайне обидному слову, то не смог этого сделать. Понятие трусости включает и страх перед реальной опасностью и иррациональные, а следовательно, болезненные страхи, и просто неучастие, нежелание участвовать,в неких авантюрах. Постепенно я пришел к выводу о мифологическом характере этого понятия, существующем исключительно в контексте некой общепринятой идеологии и некого преобладающего стереотипа поведения. Трус- тот, кто по тем или иным соображениям не участвует в агрессии. Если в социальной среде позитивно воспринимается агрессивный стереотип поведения, то тот отщепенец, который выбивается из общей струи немедленно получает клеймо труса. Причем неважно, какие причины лежат в основе его поведения. Другими словами трусость- это некий ад в мире, где раем считается агрессия, трус- это каста неприкасаемых в этом мире. Трагедия начинается, когда неприкасаемый убежден, что он и есть трус, когда он начинает играть роль труса. Это уже просто противно. Оправдываю ли я трусость? Переформулирую вопрос так, оправдываю ли я примитивную мифологическую конструкцию в рамках другой примитивной мифологической конструкции? Полагаю, что на проблему нужно взглянуть с другой стороны, со стороны преобладающего мировоззрения. Если перестать считать агрессию явным или скрытым идеалом взаимотношений, если прекратить явное или скрытое поклонение агрессии, то отпадает сам смысл существования такого понятия, как трусость и в связи с этим встают другие, но уже конкретные проблемы, как реагировать на явную опасность,( а на нее надо реагировать, ее надо бояться, страх- это нормальная реакция на опасность), как избавиться от иррациональных страхов, (насколько я понимаю, это трудно, но возможно, только не с помощью упреков и унижений), чем обусловлено нежелание участвовать в авантюрах, нет ли переоценки авантюрности авантюр:)( не стоит ли за отказом от авантюр обычная лень и пассивность, или иррациональный страх, замаскированный под рассудительность)? Ответы на эти вопросы уже выходят за рамки примитивного мира господства агрессивности- трусости. и пока я на них не могу ответить достойно:) Почему я поставил в паре с трусостью именно агрессию, а не смелость? Ведь это настолько естественно считать антиподом трусости именно смелость. Полагаю, что такая естественность обманчива. Насколько я понимаю, смелость- это не менее мифологическое изобретение людей втайне считающих себя трусами, преодолевающих свою мифологизированную трусость, самоутверждающихся среди трусливого, как им кажется, окружения. Это некий идеал поведения в условиях агрессивной среды, идеал недоступный и желанный. Для того, что бы выйти за пределы агрессивного мировосприятия необходимо разобраться в чем смысл агрессии? Полагаю, что агрессия- есть дефектное воплощение такого человеческого качества, как сила, физическая, моральная, в общем- жизненная сила. Выходя за пределы агрессивного мировоззрения ни в коем случае вместе с помоями не надо выливать и силу,то. без чего невозможен полноценный человек. Как отличить агрессию от силы? Как отличить здоровую игру, соревнование сильных людей от дефектной агрессивности, как не принять за агрессивность силу, признак душевного здоровья? Полагаю, что есть одно отличие, которое безошибочно указывает что перед нами. Агрессия стремится сломать того, на кого она направлена (она сама есть продукт ломки и как вирус пытается внедрить состояние сломанности во всех окружающих). Сломать в разных проявлениях. Сломать физически, морально, сломать образ жизни, сломать образ мыслей, сломать чужой социум. Я думаю, что агрессивным нужно считать, в связи с этим, не только закоренелого хулигана, но и внешне безобидного эгоцентриста, который просто не видит вокруг никого кроме себя, а значит ломает других под себя неосознанно. Сила не ломает, сила заставляет с собой считаться, сила есть проявление здорового и свободного Я в здоровом и свободном социуме. Человек сильный, насколько я понимаю, находится вне агрессивного мировосприятия. Если он и пользуется понятиями смелости и трусости, то скорее, отдавая дань общепринятым представлениям. На самом деле, для человека силы, люди делятся на тех, кто, как он,свободен в ощущении и проявлении своей жизненной силы и на тех, кто по каким-то причинам применяет свою же силу для того, что бы герметично запереть и не выпускать ее на свободу, предпочитая быть бессильным. Разница же в силе каждого человека не является предметом насмешки или унижения. если сила открыта и используется на всю катушку, без поправки на ее кажущуюся малость.
|