Познакомься с народом |
Лабиринт
отражений
|
||
Умберто
Эко "Имя розы"
|
Слова Вильгельма Баскервильского в его последнем диалоге с Хорхе Бургосским: "Тебя обманули. Дьявол - это не победа плоти. Дьявол- это высокомерие духа. Это верование без улыбки. Это истина, никогда не подвергающаяся сомнению. Дьявол угрюм, потому что он знает, куда бы он не шел - он всегда приходит туда откуда вышел.... ... Перст Божий созидает, а не рушит.." Слова Вильгельма Баскервильского к Адсону: "...я впервые увидел лик Антихриста. Он не из племени Иудина идет, как считают его провозвестники, и не из дальней страны. Антихрист способен родиться из того же благочестия, из той же любви к Господу, однако чрезмерной. Из любви к истине. Как еретик рождается из святого, а бесноватый - из провидца. Бойся Адсон пророков и тех, кто расположен отдать жизнь за истину. Обычно они вместе со своей отдают жизни многих других. Иногда - еще до того, как отдать свою. а иногда - вместо того чтобы отдать свою. Хорхе совершил дьявольские деяния потому, что он так сладострастно любил свою правоту, что полагал, будто все позволено тому, кто борется с неправотой. Хорхе боялся второй книги Аристотеля потому, что она, вероятно, учила преображать любую истину, дабы не становиться рабами собственных убеждений. Должно быть, обязанность всякого, кто любит людей,- учить смеяться над истиной, учить смеяться саму истину, так как единственная твердая истина - что надо освобождаться от нездоровой страсти к истине" "... Исходный порядок - это как лестница, которую используют, что бы куда- нибудь подняться. Однако после этого лесницу необходимо отбрасывать, потому что обнаруживается, что хотя она пригодилась, в ней самой не было никакого смысла. Следует отбросить священную лестницу, взойдя на нее..." И еще один важный, с моей точки зрения, диалог Вильгельма и Адсона: "<Вильгельм>Трудно смириться с идеей, что в мире не может быть порядка, потому что им оскорбилась бы свободная воля Господа и его всемогущество. Так свобода Господа становится для нас приговором, по крайней мере приговором нашему достоинству. <Адсон>Но как может быть, чтобы непреложное существо не было связано законами возможности? Чем же тогда различаются Бог и первоначальный хаос? Утверждать абсолютное всемогущество господа и его абсолютную свободу, в частности от собственных установлений, - не равнозначно ли доказательству, что Бог не существует? <Вильгельм>Скажи, как мог бы ученый продолжать делиться своими познаниями после того, как ответил бы да на твой вопрос?"
|