2000-06-06 19:24:18
Владимир
|
Здравствуйте, Игорь!
Совершенно с Вами согласен относительно того, что «что бы дебатировать
дальше нужно определиться с посылками» - с них и начнем, т.е.
- с начала.
Вы говорите: «На мой взгляд , многоцветье диалектической и прочей
логики проявляется на этапе определения аксиом , целей и единиц
измерения» (не большое отступление: человеческое мышление может
реализовать только три способа мышления, точнее три ступени,
об этом в другой раз). Т.к. мы должны этот этап пройти, а не
проскочить, то поэтому и столь пристальное внимание к нему.
Говоря, что «точкой отсчета является аксиома - Я ЕСТЬ» не ясно
каким образом Вы ее (аксиому) определили? А также - «цель» и
«мерило»? Впечатление такое, что они не выведены, а просто заявлены.
Правда, Вы ссылаетесь на всеобщее согласие (хотя, получилось,
что Вы, устанавливая в качестве мерила «здравый смысл», мерилом
всему, на самом деле, устанавливаете общее мнение :) ?!! «взаимные
договоренности»), но – с какой стати именно это есть истинный
критерий? Я написал «истинный», имея в виду свой смысл, т.е.
абсолютный, а ведь Вы «истину» считаете относительной, т.е.
для Вашей позиции мой аргумент – не аргумент. Т.е. на Вашем
языке я сказал: «с какой стати именно это есть относительный
критерий». Да, он и есть пригодный в определенных рамках, -
сказали бы Вы. И для Вас корректно утверждать, что аксиомы,
цели, мерила – относительны. Правильно ли я Вас понял?
P.S.: Говоря об основаниях естественнонаучного мировоззрения,
я как раз и спрашивал об осознавании Вами предпосылок. Считать
«Я» исходной аксиомой – это не по-материалистически :)))
С уважением В.
Здравствуте Владимир !
Не удивляйтесь , что Ваши предыдущие сообщения исчезли из Гостевой
. Я сделал новый раздел - Бювар , в котором поместил Архив .
Там они и будут . Наш с вами диалог я считаю очень важным для
моего сайта .
О своем отношении к материализму и идеализму я написал в последнем
разделе Россыпи , поэтому повторяться не буду .
В общем то Вы нащупали , наверное , нашу с Вами разницу посылок
, а это повод отпразновать такое событие . Действительно , относительность
любого критерия - сознательная моя позиция . То есть я не отрицаю
наличие некого абсолюта , но человек , в силу своей природной
ограниченности , способен воспринимать только отражения этого
абсолюта . Причем , насколько абсолютен абсолют - уже не узнаем
никогда . Если же человек , ограниченный от природы , вдруг
заявляет , что он может говорить от имени абсолюта , то это
означает только то , что он возводит в абсолют одно из отражений
. А значит сознательно ограничивает себя . Но это вполне вписывается
в представление о том , что каждый человек сам себе устанавливает
и начало координат своего мировоззрения , направление осей ,
и единицу измерения в зависимости от своих возможностей , воспитания
, образования , опыта , степени дотошности , наконец ... То
есть свои , я установил или заявил , по Вашей терминологии ,
себе сам , хотя может быть не всегда сознательно . просто вот
такой я человек . Общественное мнение я расцениваю , скорее
, как некую область перекрытия , соприкосновения различных индивидуальных
мировоззрений , а , значит , если вам удалось наити такую систему
, которая вписывается в эту область перекрытия , то есть вас
понимают больше чем один вы , то это большая удача , хотя к
истине , разумеется , не имеет никакого отношения
Игорь
|
2000-06-03 17:28:45
Владимир http://www.wklim.narod.ru/
|
Здравствуйте, Игорь!
Несказанно обрадовался Вашему подробному отклику, все-таки получать
письма очень приятно :). Удивительно, в компьютеризированном
XXI-ке снова возрождается эпистолярный жанр! Кстати, заранее
прошу простить за ошибки – в школе по «русскому» было "3"
:(. Комплименты приятны, хочется надеяться, что 5-ть курсов
на философском факультете не прошли даром. Хоть до профессионализма
далеко-о-о, но все-таки :). И если Вы согласны выслушивать мои
замечания, и считаете, что это хоть в чем-то может Вам пригодиться
– я в полном Вашем распоряжении.
Небольшое уточнение о том, что я делаю: пока, нет анализа Ваших
мыслей по содержанию, лишь по форме, мое внимание направлено
на логическую корректность высказываний, т.е. на Ваш способ
мышления.
Итак: 1. Цитирую: «Если неточность - небольшое несоответствие
истине , а значит небольшая ложь, то…» Что здесь сказано: 1)
неточность – это небольшое несоответствие, 2) несоответствие
истине - это ложь (подразумеваемая, но не явная посылка), следовательно,
3) неточность – это небольшая ложь и далее уже по тексту. Т.е.
обсуждение истины и лжи отходит на второй план, а на передний
выходит проблема величины несоответствия (неточности, погрешности,
вероятностного допущения и т.д., и т.п.). Т.е. проблема величины
лжи (маленькой или большой), поэтому закономерны вопросы: где
мера, кто будет мерить и т.д. Но!!! Проблема величины чего?
Лжи? Но истинность посылки (2) еще под вопросом. Что за несоответствие
есть ложь, несоответствие чего чему? Я помню Ваши замечания,
что эти понятия Вами до-конца еще не продуманы, но может быть
уже создан повод начать?
2. Цитирую: «Приматом гноссеологического процесса для индивидуума
является сенсуальный эмпиризм… Основой познавательного процесса
для человека является чувственный опыт». Это так, но не абсолютно,
а лишь в эмпиризме (направление философской мысли, стоящей на
определенных основаниях, кстати, сенсуализм крайняя форма эмпирической
мысли, но не исчерпывающая его). Считать всеобщие суждения лишь
некими моделями обобщающими, многообразный эмпирический фактический
материал – это также из этой “оперы”.
P.S.: См. «P.S.» предыдущего сообщения.
С уважением В.
Привет Владимир !
Отвечу , как полагается начинающему демагогу , не по существу
, :) , точнее Вы о своем , а я о своем. Что есть логика - инструмент
, не более того . Для того чтобы инструмент работал , нужно
дать ему некую точку отсчета , то есть аксиомы , нечто , что
принимается без доказательств , как само собой разумеющееся
, направление осей координат , или попросту цели и единицу измерения
, включающую общую терминологию и другие взаимные договоренности
. Когда есть эти элементы можно приступать к выяснению истины
в заданных пределах . Сам инструмент я пока оставляю за скобками
. Лично меня вполне устраивает формальная черно-белая логика
. Истина-ложь , и , или , не , посылка , доказательство , вывод
и так далее . На мой взгляд , многоцветье диалектической и прочей
логики проявляется на этапе определения аксиом , целей и единиц
измерения . Подвижно меняя их , можно доказать все что угодно
. Что прекрасно демонстрируется в периоды избирательных компаний
. Говорят , логика достигла максимального совершенства в средние
века , но стоило поменяться системе координат и все построения
оказались никому не нужны . Наверное , что бы дебатировать дальше
нужно определиться с посылками того , что я пытаюсь сказать
. Точкой отсчета является аксиома - Я ЕСТЬ . Мне кажется , что
с такой точкой отсчета согласится подавляющее большинство посетителей
. Применительно к себе , разумеется , не будем подозревать меня
в том чего нет . Цель - ПОМОГИ СЕБЕ САМ . С этой целью , наверное
согласятся чуть меньше народа , чем согласны с фактом своего
существования . Но все-же . А мерило - ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ . Во всяком
случае , хотелось бы верить , что он у меня есть . Из ответа
по существу - я очень благодарен за желание помочь мне увидеть
нестыковки в моих построениях . Взгляд со стороны всегда лучше
замечает белые нитки . Но сейчас пока у меня есть подозрение
, что мы находимся в разных системах координат . А ваши замечания
тем не менее - очень хороший повод подумать , что я и пытаюсь
делать .
Игорь .
|
2000-05-31 17:15:58
Владимир http://www.wklim.narod.ru/
|
Здравствуйте, Игорь!
Благодарю Вас за посещение моего сайта и запись в гостевой книге
(уж, что выросло, то выросло:)). Посетил Ваш сайт, посмотрел Ваши
размышления - есть вопросы. С Вашего позволения хочу их предложить.
Во-первых ("о истине..."): правомочно ли 1) отождествлять
неточное суждение с ложным? 2) опровергать всеобщие суждения эмпирическими?
и 3) какого цвета трава, когда мы на нее не смотрим? :) Во-вторых:
быть хищником, т.е. руководствоваться понятиями "добычи"
и "опасности" - не есть бытие человека как человека
и, уж тем более, мы не потомки обезьяны, которая потеряла хвост,
когда упала с дерева.
P.S.: Не задумывались ли Вы над основаниями естественнонаучного
мировоззрения? |
Здравствуйте Владимир !
Большое Вам спасибо за доскональное изучение моей странички .
По-моему , Вы первый , кто рискнул пройти дальше первой странички
Лабиринта и тем более проанализировать его . Чувствуется рука
профессионала . Попытаюсь ответить на Ваши вопросы . 1. Что есть
неточность ? Если неточность - небольшое несоответствие истине
, а значит небольшая ложь , то кто определит допустимую величину
, после которой начинается большая ложь ? При разработке модели
, конечно , закладывается допустимая погрешность
или , другими словами , определяется допустимая ложь , но , как
говорится "Дьявол таится в мелочах" . Именно из этих
мелочей , зачастую , зарождаются новые теории т.е. новые модели
, ибо для каких-то приложений именно эта мелочь оказывается существенной
. 2. Приматом гноссеологического процесса для индивидуума является
сенсуальный эмпиризм . Я надеюсь, что сказал примерно следующее
: Основой познавательного процесса для человека является чувственный
опыт . Самые изощренные приборы подгоняют неощутимые явления под
чувственные ощущения человека . Всеобщие-же суждения - не более
чем попытки создать модель , отражающую комплекс чувственных ощущений
. Поэтому опровергать всеобщее суждение при его несоответствии
опыту - любимое занятие всех серьезных ученых . Думаю, что мешать
им этим заниматься - грех . 3. Вопрос , конечно , интересный .
Какого цвета трава , если ты родился пингвином и всю жизнь прожил
в Антарктике ? Здесь я промолчу . Не знаю .
Насчет концепции человека , она же у меня двойственная , причем
концы с концами там не вполне сходятся , отчасти сознательно ,
потому что причин двойственности анализировать пока не хочу .
Иногда нужно вовремя остановиться и сказать - это так , а почему
, не все ли равно . Дальше идут мои личные домыслы и фантазии
. Про хищника , мне кажется , я ничего не говорил . Но вот осознание
своей двойсвенной природы и корней мотивов своего поведения и
поведения окружающих - это может помочь в ежедневной практике
жизни . Что касается деструктивной интепретации , ну от этого
никто не застрахован . Великие примеры того - теория Дарвина ,
на основании которой стали отстреливать негров и евреев , теория
классовой борьбы , на основании которой отстреливали людей выбранных
по формальным признакам классовыми врагами ( выскажу непопулярную
ныне точку зрения , что она , теория , имеет место быть в мозаике
межчеловеческих отношений но лишь как некая модель , а не всеобъемлющий
закон и тем более не как руководство к действию ). Так что с деструктивностью
у нас хорошо , но это тема отдельного разговора . Мне было бы
интересно если Вы напишете на тему - откуда по вашему мнению упал
предок человека и что у него при этом отвалилось . Буду очень
благодарен , если Вы решитесь выступить по направлениям предложенным
здесь . И тем более если разрешите вывесить Ваше выступление на
моей страничке .
Заранее благодарен
Игорь |
Начало страницы
|