Народ
Познакомься с народом
Лабиринт отражений
Карта лабиринта
О российской традиции.
[Главная страница ]
[О себе]
[Восточный ветер]
[Россыпь]
[Стихи и не только]
[Бювар]
[Гостевая книга]
[Мой адрес]

Мне совершенно претит модное среди некоторых людей мнение о Советском периоде как чем-то чуждом нашей российской традиции . Ничего не рождается из ничего . Если вождей привезли в пломбированном вагоне и щедро снабжали марками , то другую сторону в это же время не менее щедро снабжали фунтами , а кто сражался ? Столько народу не привезешь и не подкупишь . Мало того осмелюсь предположить , что самые тиранические режимы не смогли бы долго продержаться без молчаливой активной и пассивной поддержки большей части населения . В ином случае не спасает ни помазание божье , как не спасло оно Петра Третьего , ни мощный террористический аппарат , как не спас он Берия , ни , даже , популистская политика , как не спасла она от краха Бориса Годунова , неизбежного свержения которого не случилось лишь из-за преждевременной смерти . Дело в том что заговорщикам даже в голову не придет уничтожать лидера за которого им бошки поотрывают . А если и приходит , то бошки , действительно , отрывают , в назидание . И , кстати , то что Советская власть не прижилась нигде кроме бывшей территории Российской империи тоже о многом говорит . Я не говорю о поддержке каких-то конкретных идей , о том что выстраивались армии сторонников , нет , но большинство по совершенно разным причинам устраивал соответствующий режим . Он соответствовал их традициям и мировосприятию . Откуда-же взялось наше специфическое русское мировосприятие , откуда взялась наша традиция ?

Я думаю , что первой мутацией наших традиций было образование Киевской Руси . На территориях , которые к тому времени контролировались славянскими племенными союзами , быстро , в течение трех поколений было образовано некими пришельцами государственное образование , а к четвертому поколению , когда их движение на юг было остановлено в Болгарии ( Рюрик обосновался в Новгороде , Олег перенес столицу в Киев , Игорь укрепился в нем , Святослав хотел перенести столицу в Болгарию ) и им пришлось обустраивать то что есть , образовалось полноценное государство со всеми полагающимися атрибутами . Пришельцы были явно иноплеменные , для них Русь была лишь курицей , несущей понятно что . И такое отношение не могло не сохраниться даже после полного ославянивания руководящей верхушки .

Нужно учитывать , что образование Русского государства произошло почти на пятьсот лет позже чем происходили аналогичные процессы у наших германских братьев , кроме того большинство европейских государств образовывалось на территориях Римской империи , в результате чего хотели они того или нет , но впитывали какие-то традиции . Меня в свое время поразил тот факт , что к моменту , когда Возрожденческие гуманисты начали заниматься изучением античной древности в 14 веке , Рим был еще в мало разрушенном состоянии , запущеный , но не порушенный , порушили его как раз в Возрождение , добывая из римских строений камни . А древние античные рукописи , спасением и изучением которых занимались гуманисты , датировались десятым , одиннадцатым веком . Их хранили , переписывали , изучали в монастырях задолго до гуманистов . То есть римская традиция жила , несмотря ни на что , и не могла не жить . Русь же была образована в сравнительно ровном культурном поле . Развитие пошло почти с культурного нуля . Если взять за точку отсчета античную культуру , конечно .

Проиллюсрировать как перенимаются традиции можно таким житейским примером . Если вы вселяетесь в старую квартиру , вы обязательно найдете в чулане какие-то обрывки старых газет , непременно решите , просто любопытства ради , их почитать , и вдруг откроете для себя нечто из жизни уже давно ушедшей , а потом может быть вас это возьмет за живое , и вы будете расспрашивать об этой жизни очевидцев , искать литературу , и в итоге , сами о том не подозревая , сделаетесь носителем какой-то традиции . И всего этого может не произойти , если вы вселились в новый , только что построеный дом . У вас даже мыслей таких не возникнет .

Следующей точкой мутации традиций было крещениие Руси . Явление это тоже далеко не однозначное , изменяющее революционно сложившийся и бытовой и культурный уклад , далеко продвинувшее общий культурный уровень страны , относительно самой себя . Но нужно учитывать и тот факт , что , приняв христианство , Русь , приняла на себя отношение духовного вассалитета от Константинополя . Это раз , а два - приняла в качестве культурной помощи то , что духовный сюзерен посчитал нужным дать . Ведь в Византии 10-12 веков получили развитие не только монастырские хроники ( наши летописи ) , но и весьма серьезные авторизованные исторические труды , не только жития святых , или жизнеописания , но и серьезные философские труды и не только христианского содержания , но и продолжающие традиции античной философии (вот она великая сила традиции , на земле Греции , среди воочию наблюдаемых храмов древним богам не могли не сохраниться и древние культурные традиции ) . На Руси же произошло первое отрицание своего прошлого , предписанное сверху . Ибо христианство , в отличие от империи , не вызревало внутри общества , не явилось закономерным результатом разнообразных внутренних процессов , а было внедрено сверху . Фактически , это было первой революцией в длинной череде русских революций . Кстати , когда участь Византийской империи была предрешена , интеллигенция побежала не на православную Русь , а на католический Запад ибо тот уже созрел для восприятия их идей . Именно греки , бежавшие от турок , оказывается , были фактическими родоначальниками европейского Возрождения .

Нужно учитывать , что традиции , претерпев мутацию , остались все-же своими , своя природа , свои реки , леса , поля , свой уклад , породил в итоге свою культуру , лишь внешне похожую на прототип , не даром искусствоведы говорят о большей одухоторенности русского искусства домонгольского периода , сравнительно с византийским . Хотя это говорят русские искусствоведы . Мне же , лично , очень близки показались храмы Господина Великого Новгорода . Храмы не подвергнутые познейшим изменениям , как Киевская София , в них нет следов московской Азии , питерского государственного величия . В этом множестве небольших строгих , без вычурностей , храмах , есть нечто светлое и душевное , есть древний дух нашего народа . Даже тот факт , что они использовались как очень надежные склады ( не в Советское , а в Домонгольское время ) делает их какими - то живыми , приближенными к людским заботам . Религия помогала , а не порабощала .

Следующая мутация и скрещивание традиций произошло при вычленении культурно и политически Северо-Восточной Руси . Что есть Северо-Восточная Русь ? Это области , колонизированные славянскими князьями уже во времена Киевской Руси . Области населенные на тот момент в основном финоуграми . В связи с этим я бы не стал говорить о каких-то коренных народах , которых колонизировали злобные колонизаторы . Финоугры тоже откуда-то пришли , и тоже кого-то прогнали и ли ассимилировали . Увы , такова жизнь . Исключением среди Северо-Восточных земель был скорее всего только Новгород , он был образован до начала Руси , но тоже , как сказано в летописях , на финоугорских землях , и только один район (конец) из трех был славянским . Остальные-же города нынешней центральной России были образованы уже в историческое время и славянским явно было только население городов , сельское население , скорее всего оставалось в массе неславянским , но в последствии ославянившееся и принявшее православие . Так был сделан первый шаг к тому , что , русский народ ( народ , населяющий Северо-Восточную Русь ) , первое , стал империообразующим ( а для этого нужно иметь какую-то традицию не только ассимиляции , но и национальной непредубежденности ) и , второе , усилился антагонизм между правящей верхушкой и народным большинством . Традиции очень живучие . Если традиция наплевательского отношния верхов к низам и низов к верхам ( а как-же , одно без другого невозможно ) , была в 20 веке , 19 веке , 18 веке , 17 веке , то зародилась же она когда-то . Спихивать все наши недостатки на монгольское иго не совсем этично по причине высказанной выше насчет тиранических режимов . Отношение же верхов и низов в родственных народах украинском и белорусском все-таки отличалась от отношений у русских . Там не довели до абсурда идею рассматривать свой народ в качестве раба властьимущих . Значит такая идея зародилась на Северо-Восточной Руси . А зародиться и войти в традицию она могла , по видимому , если изначально сельское население рассматривалось как чуждое , объект , достойный только оболванивания и эксплуатации .

Следующий этап - монгольское завоевание . Ужасное , почти трехсотлетнее иго . Но ... Опять но . Штыком можно что-то достать , на штыке нельзя сидеть . Это сказал знаток своего дела . Там где азиатская традиция оказалась в корне не приемлема , правдами и неправдами , произошло отделение от Орды . Неужели можно предположить , что небольшая Литва была сильнее Орды ? Вряд ли . Однако ей удалось забрать практически всю бывшую Киевскую Русь . Произошло своего рода возрождение Киевской Руси под властью новой княжеской династии . Там же где азиатские принципы пришлись ко двору , иго и продлилось 300 лет . Мало того , после распада Орды и усиления Московского княжества , в первую очередь были объединены бывшие ордынские земли , то есть тоже произошло фактическое возрождение Орды под властью новой династии , и сейчас эти земли уже считаются традиционно центральнороссийскими . Взаимного же стремления к объединению с бывшими славянскими братьями как то не наблюдалось . На этом этапе произошло закрепление всех предыдущих традиций , плюс развилась , зародившаяся в Северо-Восточной Руси в домонгольский период , традиция деспотического правления , и традиция жесткого противостояния с Западом . Александр Невский с удовольствием взял на себя роль защитника западных рубежей Орды .

Возвышение Москвы - следующий этап . Опять произошла определенная мутация и скрещивание традиций . Москва внесла много нового в русскую традицию . Во-первых , она не смогла бы в условиях жесткой зависимости и контроля со стороны Орды , возвыситься если бы не оказалась , если называть вещи своими именами , самым преданым и подлым холуем великого хана . Это одна из причин , почему она потом крайне интенсивно втаптывала эту Орду в грязь , когда подвернулась такая возможность, так всегда бывает , держи вора , старинная народная мудрость . Во вторых , маленький и захолустный городок с нерусским названием никогда бы не смог вырасти в течение сравнительно короткого времени в один из крупнейших городов Северо-Востока без новой национальной политики , без сформирования на базе нового населения Москвы идеологии империообразующей нации . Материалист скажет , при чем здесь новая национальная политика , все решали деньги , и будет прав . Москва оказалась подлее и изворотливее , чем от нее ожидали , и драла двойной налог , списывая все на иго , и разделываясь с недовольными совместно с ордынцами . Это через пятьсот лет можно , имея перед собой результат , списывать все на величие цели . А тогда , я сильно сомневаюсь . Но вы чувствуете , чувствуете силу традиции ? Так вот , о новой национальной политике . Москва начала стягивать к себе все активное , недовольное население окружающего мира . Единственным критерием верности было принятие православия . (Кстати - это определенная закономерность . Османская империя тоже началась с того , что Осман начал стягивать вокруг себя разнообразные силы под знаменем ислама , не зависимо от национальности , а признаком конца империи стало провозглашение национальной пантюркистской идеи , резня армян и т.д.) В Москву потянулись недовольные литовские князья с дружинами , недовольные мелкие ордынские ханы , со своими войнами , все они включались в московскую знать , купцы , ремесленники . Что еще более усилило размежевание властей и простого народа , плюс , усилило тенденцию считать нерусское происхождение чуть ли не одним из признаков знатности , начало проявляться преклонение перед импортными традициями , плюс , породило традицию восприятия Москвы отдельно от Руси . Москва - не Россия . Сейчас об этом говорят открыто , в Советские времена тоже говорили , но тихо .

Ну а дальше - понеслось . Революция Ивана Грозного . Разрушение традиций Московского княжества , введение самодержавия .-> Смута > Разрушение традиционного православия , борьба со старообрядчеством >смута , стрелецкие бунты > Революция Петра Первого . Разрушения традиционного русского государства , традиционной русской культуры , низведение церкви до уровня госучреждения , окончательное размежевание верхов и низов в культурной , языковой и всех прочих областях , окончательное порабощение своего народа , возведение столицы , полностью оторванной от страны во всех смыслах .> Смута , Анна Иоановна и иже с ней >>>> Чего же мы хотим ? Мы имеем государство в котором верхи традиционно не отождествляют себя с народом ни в культурном ни в этническом смысле , для которых народ - лишь объект дойки и лапшевешания , мы имеем народ , который на 95 процентов состоит из потомков рабов , которых еще 150 лет назад продавали , дарили , наследовали , проигрывали , пороли и так пятьсот лет минимум , мы имеем государство , где столица не отождествляется со страной, а правительство со столицей ( я думаю , что это тоже существенно ). И мы после этого говорим , что революцию к нам завезли ( и ту и нынешнюю ) . И какие такие силы , неведомые силы , разрушили святую Русь ? Вот ведь вопрос достойный поколений философов .

Начало страницы


 

Hosted by uCoz