Познакомься с народом |
СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ(с комментариями Тхить Ньят Ханя) Перевод с английского А.В.Гаврилова. (Из сборника "Буддизм в переводах", Спб.,1991г.) Часть 1 Это то, что я слышал: В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи/1/ в Восточном парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха- Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие бхикшу/2/ в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто - 20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха. Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония]/3/ для того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики - бхикшу собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"/4/. И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40 учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и, оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу, наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений и увеличения своих заслуг/5/. Такая община редка, и любой странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее ценной. О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали плод Архатства/6/, разрушив все корни страданий/7/, отложив в сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения. Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут/8/ и реализовал плод невозвращения в круг рождения и смерти/9/. Есть также и те, кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще один раз/10/. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества, и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в поток/11/, направляясь постепенно к просветленному состоянию/12/. Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия/13/, и те, кто практикует Четыре Основы Успеха/14/. Есть также и те, кто практикует Пять Способностей/15/, те, кто практикует Пять Сил/16/, кто практикует Семь факторов Пробуждения/17/ и те, кто практикует Благородный Восьмеричный Путь/18/. Есть также и те, кто практикует Любящую Доброту, Сострадание/19/, те, кто практикует Девять Qngepv`mhi/20/, и те, кто практикует Наблюдение Преходящности. Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания". Часть 2 "О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это приведет к успеху в практике Четырех Основ Осознанности. Если метод четырех основ осознанности развит и практикуется постоянно, это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это приведет к Пониманию и Освобождению Ума. Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и, если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает". 1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом". Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом". Так он практикует. 2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом". Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом". Так он практикует. 3. "Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое тело". Так он практикует. 4. "Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует. 5. "Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость"/21/. Так он практикует. 6. "Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье". Так он практикует. 7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне". Так он практикует. 8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он практикует. 9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он практикует. 10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует. 11. "Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум". Так он практикует. 12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так он практикует. 13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм"/22/. Так он практикует. 14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм"/23/. Так он практикует. 15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение"/24/. Так он практикует. 16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего"/25/. Так он практикует. Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет вознагражден сторицей и получит большую пользу. Часть 3 Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное Nqngm`b`mhe Дыхания, чтобы была польза в практике Четырех Основ Осознанности? "Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или коротким дыханием, осознавая свое дыхание или все тело, или осознавая, что он приводит все свое тело к покою и миру, ясно осознавая свое состояние, которое превыше привязанности или отвращения к этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к первому Основанию Осознанности, а именно - к телу. Когда практикующий вдыхает или выдыхает и чувствует радость или чувствует счастье, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении чувств в чувствах, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится ко второму Основанию Осознанности, а именно - к чувствам. Когда практикующий вдыхает или выдыхает с осознаванием ума или, приводя ум к спокойствию и миру, для того чтобы собрать ум в концентрации или освободить его, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть развития созерцательной стабильности и понимания. Когда практикующий вдыхает и выдыхает и созерцает существующее непостоянство или существующее исчезновение всех дхарм, или освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно пребывает в осознанности объектов ума, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни. Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и практикуется постоянно, приведет к совершенству Четырех Основ Осознанности". Часть 4 "Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы Осознанности приведут к совершенству пребывания в Семи Факторах Просветления. Каким же это образом? Если практикующий может поддерживать непрерывно практику наблюдения за телом в теле, чувствами в чувствах, умом в уме и объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой созерцательной стабильностью, он достигнет первого фактора Просветления, а именно - Полного Внимания. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда практикующий может пребывать в медитативной стабильности без перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума, который поднимается, тогда второй фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Исследования Дхарм. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Энергии. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в потоке практики, четвертый фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Восторга, который за пределами этого мира/26/. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии Восторга, он наполнит свой ум легкостью и миром. С этого момента or{i фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Легкости и Полноты мира. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко войти в сосредоточение. С этого момента шестой фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Сосредоточения. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Когда практикующий пребывает в глубоком покое, он отсечет различение и сравнение/27/. С этого момента реализован и развит в нем седьмой фактор Просветления - фактор Равностности/28/. Когда же этот фактор развит, это приведет к совершенству. Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи Факторах Просветления". Часть 5 "Как Семь Факторов Просветления, если они развиваются и практикуются постоянно, будут вести к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению? Если практикующий следует пути Семи Факторов Просветления, живя в тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьет способность оставления всего. Это будет результатом следования Пути Семи Факторов Просветления и приведет к совершенному достижению и истинному пониманию и полному освобождению". Часть 6 Это есть то, что сказал Просветленный (Будда), и все собравшиеся выразили восхищение и благодарность, услышав его учение. ------------------------------------------------------------------ |