Познакомься с народом |
Лабиринт
отражений
|
||
О сознании. Хорошо, попробуем по другому. Лично меня, конечно, интересует взгляд науки на то, что вне меня, но, в общем-то, не очень, по сравнению с тем, как меня интересую я сам. По-видимому, Я , интересующийся своим Я- это и есть сознание. Все, что воздействует на мое Я извне- есть бытие. Для моего Я первично, разумеется , мое сознание, а бытие- есть одна из картинок, формирующаяся моим сознанием , с единственным отличием- эта картинка изменяется независимо от сознания и после нескольких опытов мы должны будем признать объективность бытия. Скорее сознание вынуждено приспосабливаться к бытию, чем наоборот. Если таким образом разделяются бытие и сознание, то сознание- уже небытие. Хотя оно и есть. Сомневаться в его существовании- значит сомневаться в существовании самого себя, а это уже нарушение некой аксиомы. Небытие, которое есть. Термин " интересуется" не случаен. Интерес- это то, что пробуждает сознание. Интерес приводит сознание в движение. Отсутствие интереса- отсутствие сознания. Интерес - есть первопричина сознания из которой рождается все остальное. Пробуждение сознания- есть акт отрицания бытия в себе. Наша животная основа является частью бытия, включена в цепочки причинно-следственных связей, характерной особенности бытия. Сознание же создает свою реальность, в которой главный двигатель- удовлетворение интереса. Однако, надо признать, что носителем нашего сознания является все же эта самая животная основа. И если ее вовремя не покормить, то нарушаются и процессы, связанные с проявлениями сознания. Материализм. Далее, сознание не ограничивается мыслительными способностями, сознание эмоционально. Исключать эту составляющую сознания- ошибка. Интересной особенностью сознания является то что все его составляющие как одновременно существуют здесь и сейчас, в свернутом состоянии, так и постепенно развиваются во времени, вместе с развитием организма. На самом первом этапе формирования сознания эмоции и мышление разведены по максимуму и почти не соприкасаются. Самое первое абстрактное понятие, на котором строится все мышление- бытие. Это самое абстрактное понятие и абсолютно пустое. Это констатация наличия независимого от меня раздражителя. Но его мыслительная пустота обозначает эмоциональное переполнение, невероятную яркость и насыщеность восприятия чего-то целого и единого. Повышенный интерес к этому всеобщему порождает постепенное вычленение отдельных раздражителей. Вокруг каждого из них начинается какая-то активность сознания. На эмоциональном уровне вокруг каждого раздражителя начинается вполне диалектическая эмоциональная жизнь- нравится- надоело- не нравится- соскучился- снова нравится… Наскучило окончательно, сколько можно в конце-то концов. А вот и что то новенькое!!! И так далее… Одновременно абстрактное мышление порождает некие образы, которые совмещает с раздражителем, прикидывает- похоже, не похоже. Если решает, что похоже- приклеивает к раздражителю соответствующий ярлык- понятие. Самостоятельно сознание способно с огромными усилиями изобрести считанное количество понятий. За всю жизнь. Однако выручает коллективный образ жизни бытийствующей части человека. Понятия, придуманые предыдущим поколением передаются в готовом виде последующему. Проблема обучения делится на два этапа- освоение понятия, и правильное увязывание понятия с раздражителем, который стимулировал появление самого понятия, обратная связь. Нужно отметить немаловажный факт- раздражители носят аналоговый непрерывный характер. Понятия- же дискретны. Способность генерировать дискретные понятия и ассоциировать их с аналоговыми внешними раздражителями- уникальнейшая способность сознания, чудо, своего рода. С появлением понятий, с разделением единого на составляющие, проявляется еще один стимул работы сознания- стремление его гармонизировать само себя. Свести себя снова к единому и неделимому. И в этом направлении оно проходит весьма долгий и тяжелый путь, причем чаще всего до конца не доходит. Итак, интерес- разрушение Я на составляющие, гармония- сборка его вновь. На это направлена логика в абстрактной ипостаси сознания. Она пытается упорядочить хаос понятий, связать их, свести к неким общим понятиям. В эмоциональной ипостаси работает механизм вытеснения неприятных эмоций и поиск любви, чувства, тождественного ощущению самой жизни, чувства объединяющего и одушевляющего бытие. По мере развития сознания происходит сближение абстрактной и эмоциональной составляющих. Они лучше понимают друг друга. Порождаются все более сложные понятия, все более утонченной становится эмоциональная жизнь. Однако все дело в том, что бытие не просто независимо от сознания, оно еще и сложнее, чем сознание способно себе представить. Поэтому оно периодически вторгается такими раздражителями, которые не укладываются ни в одно понятие, особенно сложное. И сознание не только классифицирует новое явление, включает его в систему понятий, но и приводит его в соответствие с предыдущими представлениями. С предыдущими понятиями. Сама жизнь приводит к появлению диалектической логики, появление понятий, отрицающих предыдущие. Понятий, включающих в себя синтез обеих этих понятий. Однако особенность такого способа мышления в том, что оно как бы обслуживает бытие, не выходит за его рамки. Сознание же способно на большее. Сознание способно генерировать понятия, не имеющие аналогов в бытии и в предыдущем состоянии сознания, которое условно можно назвать рассудком. Оно способно творить и способно претворять свои фантазии в жизнь, то есть работать. Хотя, конечно, большинство трудится не выходя из рамок рассудка, воплощая чужие проекты. Для чего оно использует эту способность? Все для той же гармонизации. Сознание создает искусственное бытие для компенсации разрушительных для него проявлений естественного бытия. Назовем это состояние сознания - разумом. (Я говорю- назовем по одной простой причине, я не очень в курсе научных терминов, поэтому использую их так как понимаю). Разум способен заинтересораться не только бытием, но и небытием, раз способен генерировать понятия не соответствующие бытию. Создавая понятия, не соответствующие бытию, разум тем не менее стремится приспособить их для объяснения бытия. То есть создать теорию, объясняющую те или иные явления. Попав в область небытия, разум, в частности, интересуется самим сознанием, то есть самим собой. Способен посмотреть в зеркало и узнать самого себя. Говорят, животные на это не способны. Далее. Разум порождает Эго. (Я произвожу Эго от слова эгоизм, обратный ход в образовании термина.) Причем существут две ипостаси Эго. Коллективное Эго- интегральное Эго, сформированное под воздействием внешних разумов. И индивидуальное Эго, сформированное своим разумом. Эго способно рассматривать любые явления, как чуждые. Происходит отчуждение сознания от бытия и самого себя. Коллективное Эго ( не надо путать с коллективным разумом политбюро, коллективное Эго- неотъемлемая часть индивидуального сознания) отрицает мой личный разум во имя каких то коллективных ценностей, а по сути коллективных эгоизмов. Не важно, что они носят не только деструктивный, но и конструктивный характер. Например, требования культурного поведения за столом. Важно, что оно отрицает мой разум как таковой, как совершенно лишний для коллектива. По принципу- а ты не выделывайся. Индивидуальное холодное, замкнутое на себя, Эго отрицает любовь , как чувство направленное во вне, нарушающее его замкнутость и самолюбование, как чувство, одушевляющее объект, одушевляющее бытие. Отрицая одновременно обе ипостаси сознания Эго осуществляет полезную функцию, оно объединяет собирает сознание, на негативной почве, но объединяет. Я давно размышлял над парадоксом руссих народных сказок- почему прежде чем оживить расчлененное тело его брызгают мертвой водой? Мертвая вода, оказывается, соединяет несоединимое. Только после этого можно оживлять. Эгоизм пробуждает нравственность, совесть, которая сам этот эгоизм и отрицает и раскрывает то, что можно назвать личностью. Личность- это снова нечто единое, то к чему сознание стремилось весь свой долгий и мучительный путь развития. По видимому, о том что есть личность я могу только догадываться, поэтому не буду пока даже пытаться расшифровать это понятие. Далее происходит неизбежное отрицание личности и переход в небытие, которого нет. Все что находится там- предмет веры и другого исследования . |