Познакомься с народом

 

 

 

СУТРА ПОЛНОГО ОСОЗНАВАНИЯ ДЫХАНИЯ

(с комментариями Тхить Ньят Ханя)

Перевод с английского А.В.Гаврилова. (Из сборника "Буддизм в переводах",
Спб.,1991г.)

Часть 1

Это то, что я слышал:
В момент, когда Будда останавливался в Саваттхи/1/ в Восточном
парке со многими хорошо известными и продвинутыми учениками, [там
были] Шарипутра, Маха-Маггалана, Маха-Кассапа, Маха-Коттхита, Маха-
Каччаяна, Маха-Чунда, Ануруддха, Ревата и Ананда, старшие
бхикшу/2/ в общине старательно обучали бхикшу, не знавших эту
практику. И имели различное количество учеников, кто - 10, кто -
20, а некоторые 30 и 40. И, таким образом, бхикшу, ранее не
знакомые с практикой, постепенно достигли большого успеха.
Той ночью в полную луну была проделана Паварана [церемония]/3/ для
того, чтобы отметить конец уединения дождливого периода. Будда
Совершенный сидел на открытом воздухе, и его ученики - бхикшу
собрались вокруг него. Оглядев всех собравшихся, он начал
говорить: "Благословенные бхикшу, мне приятно видеть плоды ваших
успехов в вашей практике и я знаю, что вы можете иметь даже
больший успех, и то, чего вы не достигли, вы достигнете, и то, что
вы не реализовали, вы реализуете полностью. И для того, чтобы вас
поддержать, я останусь здесь до следующего полнолуния"/4/.
И когда они услышали, что Будда собирается остаться в Саваттхи еще
один месяц, бхикшу со всей страны стали собираться, чтобы учиться
у него. Старшие, более продвинутые бхикшу, продолжали наставлять
менее осведомленных в практике еще более старательно. Некоторые
наставляли 10 учеников, некоторые - 20, некоторые 30 и 40
учеников. С их помощью новые бхикшу смогли постепенно продолжить
свое совершенствование и увеличить понимание. И когда настал
следующий день полной луны, Будда стал на открытом воздухе и,
оглядев присутствующих, начал говорить: "Благословенные бхикшу,
наша община чиста и хороша. В своем сердце она без бесполезной и
хвастливой болтовни и поэтому она заслуживает принятия подношений
и увеличения своих заслуг/5/. Такая община редка, и любой
странствующий, ищущий ее, не важно, каким образом, найдет ее
ценной.
О бхикшу, есть бхикшу на этом собрании, которые уже реализовали
плод Архатства/6/, разрушив все корни страданий/7/, отложив в
сторону все ноши и достигнув правильного понимания и освобождения.
Есть такие бхикшу, кто уже отрезал первые пять пут/8/ и реализовал
плод невозвращения в круг рождения и смерти/9/. Есть также и те,
кто отбросил первые три путы и реализовал плод возвращения еще
один раз/10/. Они вырвали корни жадности, ненависти и невежества,
и им нужно будет вернуться в круг рождения и смерти еще раз. Есть
также и те, кто отбросил три путы и достиг плода, входящего в
поток/11/, направляясь постепенно к просветленному состоянию/12/.
Есть также те, кто практикует Четыре Правильных Усилия/13/, и те,
кто практикует Четыре Основы Успеха/14/. Есть также и те, кто
практикует Пять Способностей/15/, те, кто практикует Пять Сил/16/,
кто практикует Семь факторов Пробуждения/17/ и те, кто практикует
Благородный Восьмеричный Путь/18/. Есть также и те, кто практикует
Любящую Доброту, Сострадание/19/, те, кто практикует Девять
Qngepv`mhi/20/, и те, кто практикует Наблюдение Преходящности.
Есть также бхикшу, уже практикующие Полное Осознавание Дыхания".

Часть 2

"О бхикшу, метод полного осознавания дыхания, если практиковать
его постоянно, даст большую награду и принесет большую пользу. Это
приведет к успеху в практике Четырех Основ Осознанности. Если
метод четырех основ осознанности развит и практикуется постоянно,
это приведет к успеху в практике Семи Факторов Пробуждения. Если
развиты семь факторов пробуждения и практикуются постоянно, то это
приведет к Пониманию и Освобождению Ума.
Что же это за путь развития и постоянной практики - метод Полного
Осознавания Дыхания, который ведет к награде и дает большую
пользу? Это, бхикшу, как если бы практикующий шел через лес и,
если под деревом или в другом пустынном месте, сел бы неподвижно в
позу лотоса, держа тело совершенно прямым. Вдыхая, он знает, что
вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает".
1. Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом".
Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом".
Так он практикует.
2. Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом".
Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом".
Так он практикует.
3. "Я вдыхаю и осознаю все мое тело. Я выдыхаю и осознаю все мое
тело". Так он практикует.
4. "Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным. Я выдыхаю,
и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует.
5. "Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую
радость"/21/. Так он практикует.
6. "Я вдыхаю и чувствую счастье. Я выдыхаю и чувствую счастье".
Так он практикует.
7. "Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю
активность ума во мне". Так он практикует.
8. "Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я
выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он
практикует.
9. "Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он
практикует.
10. "Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и
делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует.
11. "Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой
ум". Так он практикует.
12. "Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум".
Так он практикует.
13. "Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю
и наблюдаю преходящую природу всех дхарм"/22/. Так он практикует.
14. "Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и
наблюдаю исчезновение всех дхарм"/23/. Так он практикует.
15. "Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю
освобождение"/24/. Так он практикует.
16. "Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю
оставление всего"/25/. Так он практикует.
Практикующий Полное Осознавание Дыхания, если он развивается и
практикуется постоянно в соответствии с этими наставлениями, будет
вознагражден сторицей и получит большую пользу.

Часть 3

Каким образом следует развивать и постоянно практиковать Полное
Nqngm`b`mhe Дыхания, чтобы была польза в практике Четырех Основ
Осознанности?
"Когда практикующий вдыхает или выдыхает длинным или коротким
дыханием, осознавая свое дыхание или все тело, или осознавая, что
он приводит все свое тело к покою и миру, ясно осознавая свое
состояние, которое превыше привязанности или отвращения к этой
жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится к
первому Основанию Осознанности, а именно - к телу.
Когда практикующий вдыхает или выдыхает и чувствует радость или
чувствует счастье, в этот момент он мирно пребывает в наблюдении
чувств в чувствах, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает свое
состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений в
этой жизни, в этом случае дыхание с полным осознаванием относится
ко второму Основанию Осознанности, а именно - к чувствам.
Когда практикующий вдыхает или выдыхает с осознаванием ума или,
приводя ум к спокойствию и миру, для того чтобы собрать ум в
концентрации или освободить его, в этот момент он мирно пребывает
в наблюдении ума в уме, упорно, полностью осознанно. Ясно понимает
свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений
в этой жизни. Без полного осознавания дыхания не может быть
развития созерцательной стабильности и понимания.
Когда практикующий вдыхает и выдыхает и созерцает существующее
непостоянство или существующее исчезновение всех дхарм, или
освобождение или оставление всего, в этот момент он мирно
пребывает в осознанности объектов ума, настойчиво полностью
осознавая, ясно понимая свое состояние, выйдя за пределы всех
привязанностей и отвращений в этой жизни.
Практика Полного Осознавания Дыхания, если она развивается и
практикуется постоянно, приведет к совершенству Четырех Основ
Осознанности".

Часть 4

"Однако, если они развиты и практикуются, Четыре Основы
Осознанности приведут к совершенству пребывания в Семи Факторах
Просветления. Каким же это образом?
Если практикующий может поддерживать непрерывно практику
наблюдения за телом в теле, чувствами в чувствах, умом в уме и
объектами ума в уме, настойчиво полностью осознавая, ясно понимая
свое состояние, выйдя за пределы всех привязанностей и отвращений
в этой жизни с равной, прочной и невозмутимой созерцательной
стабильностью, он достигнет первого фактора Просветления, а именно
- Полного Внимания. Когда же этот фактор развит, это приведет к
совершенству.
Когда практикующий может пребывать в медитативной стабильности без
перерыва и может исследовать каждую дхарму, каждый объект ума,
который поднимается, тогда второй фактор Просветления будет
зарожден и развит в нем - фактор Исследования Дхарм. Когда же этот
фактор развит, это приведет к совершенству.
Когда практикующий может наблюдать и исследовать каждую дхарму
непрерывно, упорно и настойчиво, не отвлекаясь, третий фактор
Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор Энергии. Когда
же этот фактор развит, это приведет к совершенству.
Когда практикующий достиг стабильного, нерушимого пребывания в
потоке практики, четвертый фактор Просветления будет зарожден и
развит в нем - фактор Восторга, который за пределами этого
мира/26/. Когда же этот фактор развит, это приведет к
совершенству.
Когда практикующий может пребывать в ничем не нарушаемом состоянии
Восторга, он наполнит свой ум легкостью и миром. С этого момента
or{i фактор Просветления будет зарожден и развит в нем - фактор
Легкости и Полноты мира. Когда же этот фактор развит, это приведет
к совершенству.
Когда тело и ум легки и пребывают в мире, практикующий может легко
войти в сосредоточение. С этого момента шестой фактор Просветления
будет зарожден и развит в нем - фактор Сосредоточения. Когда же
этот фактор развит, это приведет к совершенству.
Когда практикующий пребывает в глубоком покое, он отсечет
различение и сравнение/27/. С этого момента реализован и развит в
нем седьмой фактор Просветления - фактор Равностности/28/. Когда
же этот фактор развит, это приведет к совершенству.
Так, если Четыре Основания Осознанности развиваются и практикуются
постоянно, то будет достигнуто совершенное пребывание в Семи
Факторах Просветления".

Часть 5

"Как Семь Факторов Просветления, если они развиваются и
практикуются постоянно, будут вести к совершенному достижению и
истинному пониманию и полному освобождению?
Если практикующий следует пути Семи Факторов Просветления, живя в
тихом уединении, наблюдая и созерцая затухание дхарм, он разовьет
способность оставления всего. Это будет результатом следования
Пути Семи Факторов Просветления и приведет к совершенному
достижению и истинному пониманию и полному освобождению".

Часть 6

Это есть то, что сказал Просветленный (Будда), и все собравшиеся
выразили восхищение и благодарность, услышав его учение.

------------------------------------------------------------------

 

Hosted by uCoz