Народ
Познакомься с народом
Лабиринт отражений
Карта лабиринта
О зле.
[Главная страница ]
[О себе]
[Восточный ветер]
[Россыпь]
[Стихи и не только]
[Бювар]
[Гостевая книга]
[Мой адрес]

Что есть зло ? Я очень удивился (как видно люблю удивляться простейшим вещам ) , поняв , что не могу однозначно ответить на этот , казалось бы , элементарный вопрос . Скорее всего при некотором усердии и усидчивости , смогу перечислить , что считаю злом для себя лично , как биологической особи . В принципе можно не перечислять все прекрасно понимают о чем идет речь . Все что ведет к смерти , увечью , болезни есть абсолютное зло для каждой отдельно взятой особи . Хотя уже для другой особи , в тот же момент и в то же время , например , условно говоря , для крокодила , ваши проблемы окажутся благом . То есть мы приходим к невозможности дать абсолютную формулировку что есть зло . Попытка же толкования человеком вопросов добра и зла с точки зрения абсолюта и есть тот самый первородный грех , который появился одновременно с пробуждением у человека разума , то есть с появлением человека , как такового .

Если проанализировать проявления зла по произведениям литературы и других искусств , то можно выделить два вида зла .

Зло во имя зла , безумное , паталогическое зло маньяков , колдунов , ведьм , убийц , вампиров и отравителей и не только физических , но и духовных .

А есть еще зло , своего рода , полиция добра . Зло , благодаря которому держится добро , зло , наказывающее злодеев , карающее грешников и грех . Это зло Робин Гудов и Зорро . Кстати , по моему глубокому убеждению , зло "Мастера и Маргариты" из той же области . Ведь там карались люди - носители явных и тайных грехов и никто более .

Почему-то подразумевается при этом , что добро само по себе бессильно .

Кстати , и ад выступает именно в этих двух ипостасях . Ад - как источник козней против добродетели , и ад - как место наказания грешников .

Но все это чисто мифология . Человеческое сознание , по сути своей , отнюдь не научно , человеческое сознание мифологично и теологично . Что-же происходит на самом деле , если избавиться от мифических стереотипов . Для начала , думаю , будет правильно исключить зло , исходящее от природных катаклизмов и живой природы - ему нет дела до того зло оно или нет для конкретных людей . Природные процессы живут на самом деле как бы вне проблемы добра и зла . То ли вулкану надо разродиться , то ли волку пообедать . Причем тут добро и зло . Но если исключить зло , исходящее от природы , то мы вынуждены исключить и зло , исходящее от человека . Мой небольшой жизненный опыт говорит мне , что человек , по большей части , если , конечно , он не заражен мифами настолько , что начинает претворять их в жизнь , существо весьма прагматичное и старается действовать просто в своих интересах , как он их понимает , насколько способен просчитывать возможные последствия , насколько адекватно может оценивать ситуацию . То есть действия человека можно приравнять к природным процессам . В них нет ни абсолютного зла ни абсолютного добра .

Что же из этого следует . Почему-то из подобных умозаключений делаются два противоположных вывода , что раз нет добра и зла , то a) Можно делать что угодно и никто не имеет права морального осуждения . Как в часто цитируемой фразе из Достоевского : " Если Бога нет , то можно делать что угодно " , b) Сложить лапки и ничего не делать для борьбы со злом . По сути это две стороны одной позиции , стороны активной и стороны пассивной .

А что же на самом деле . А на самом деле человечество уже без всякого теоретизирования вполне прагматично решает все эти вопросы . Волки истребляются , землетрясения пытаются предсказывать , а для обуздания желающих делать что угодно создаются карательные органы и разрабатываются законы . Почему , все очень просто . Никто не говорит , что если нет абсолютного зла , то нет зла индивидуального . И индивид , подвергшийся такому злу просто обязан против него бороться . Если же зло направлено против группы индивидов , то здесь возникают такие формы борьбы , как карательные организации и законы . Только не нужно считать , что они защищают некое абстрактное добро и борются с неким абстрактным злом .Они создают и обеспечивают правила игры , выгодные какой-то группе , группе групп , индивидов , стараясь свести зло , причиняемое им , к минимуму , опять же по мере своего понимания последствий своих действий .

 


 

Hosted by uCoz