Народ
Познакомься с народом
Лабиринт отражений
Карта лабиринта
" Диалектика природы " или все-таки полилектика .
[Главная страница ]
[О себе]
[Восточный ветер]
[Россыпь]
[Стихи и не только]
[Бювар]
[Гостевая книга]
[Мой адрес]

Труд под названием " Диалектика природы " мы изучали на курсе "Диалектического материализма ". Сейчас , возможно , такой дисциплины уже нет . Так вот , еще в те давние времена меня терзали смутные сомнения о какой-то нестыковке философской теории и теми науками , которые изучали все остальное время . Нестыковка , как минимум , в том , что философия , как бы насильственно , выдирала из всего многообразия взаимосвязей две и предлагала оценить их борьбу и единство . И я изобрел для себя термин , с помощью которого объяснил , себе по крайней мере , философский аспект природоведения . Этот термин - полилектика , а его смысл заключается в том , что любой природный объект подвергается , практически , бесконечному количеству различных воздействий одновременно , причем говорить о какой-то борьбе и единстве противоположностей невозможно , так как нет ни противоположностей , ни их борьбы , ни , соответственно , их единства . Воздействия холодны , бездушны , случайны и хаотичны , нет ни одного явления , которое бы полностью совпало с другим явлением . "Холодны и бездушны " я написал , что бы подчеркнуть тот факт , что природные явления находятся вне понятий добра , зла , борьбы и т.д. Вводя понятие борьбы , мы как бы очеловечиваем их , что недопустимо .

Развитие мира представляю себе подобным состоянию дел на биллиардном столе после первого удара . То есть после некого первоначального энергетического толчка , Большой взрыв - так Большой взрыв , им виднее , происходит бесконечное количество случайных взаимодействий в каждой точке пространства в каждую единицу времени . Взгляд не оригинальный , мне в нем важно отношение между хаосом и порядком , которое мы ставим с ног на голову . Очеловечивая природу , мы ищем порядок там , где его нет . Великие материалисты , в конце концов приписали природе диалектическое развитие , что свойственно , скорее , разуму , вследствие его ограниченности , процессу познания , но отнюдь не самой природе . Хаос бесконечного числа воздействий приводит к тому , что мы не в состоянии точно знать , что происходит в данное мгновение и тем более не можем достоверно знать , что произойдет в следующее . Я берусь утверждать , что любое дело , которое мы себе намечаем принципиально неисполнимо . Но что из всего выше сказанного почему-то не следует , так это хаос и правовой беспредел во вселенной . Как заметили еще древние , от кошек не родятся собаки и наоборот . Вселенная оказалась правовой , логика ее , по видимому , построена на том , что воздействия хаотичны , но каждое из воздействий в отдельности подчиняется своему внутреннему закону . То есть имеет смысл ввести понятие квант воздействия , которое не допускает плавного перетекания из одного типа воздействия в другое , одного внутренего закона в другой , чего явно нет так как нет волшебства . Хаотическое взаимодействие таких квантов воздействия , каждый из которых подчиняется своему жесткому закону , порождает абсолютную случайность событий , с одной стороны , при вполне определенном наборе событий , с другой стороны . Что породило именно такое строение вселенной ? Вопрос конечно интересный . Пока на него можно ответить : а не все ли равно .

Из полилектической картины мира следует полилектическая логика , как инструмент познания такого мира , если быть точным , такой модели мира . Суть ее в том , что , рассматривая любое природное явление , мы должны учитывать как можно больше факторов воздействия на исследуемый объект , вычленив предварительно каждый , доступный для исследования фактор . Только тогда построенная модель объекта приближается к реальному объекту . Впрочем это уже банальность . Так , фактически , поступает любая естественная наука . Прогноз погоды тем более точен , чем больше факторов воздействия учитывается .

 


Hosted by uCoz